Приветствую Вас, Гость

Заочные курсы для дошкольниц в колхозах

Труд и игры: Что такое детский труд?
Это такая деятельность ребенка, которая с самого начала направлена на определенную цель и результаты которой имеют определенное практическое значение. Ребенок делает себе полочку для игрушек, пособий; делает лопаточку для работ на огороде; подметает комнату, чтобы навести чистоту и т. д. Все эти действия ребенка — труд, потому что каждый раз, приступая к работе и в самом процессе ее, ребенок знает, с какой целью он это делает; и каждый раз в конце ее получает результат, который дети или взрослые используют для удовлетворения каких-то потребностей.
На страницах этого журнала не раз уже говорилось о том, как любит ребенок делать все посильное для себя сам. При правильном использовании этого) стремления педагог может много ценного заложить в ребенке.
Вводя труд в быт детского учреждения (сада, очага, комнаты), нужно позаботиться о том, чтобы он был, по возможности, разнообразен.
Основными видами детского труда являются: 1) труд по личному самообслуживанию и 2) труд по обслуживанию коллектива, или общественно-необходимый труд.
К первому виду труда относится все, что касается ухода за собой: умывание, раздевание и одевание пальто; одевание, раздевание и складывание платья перед сном; уборка за собой пособий и игрушек, уборка своей постели, пришивание пуговиц и т. п.
Ко всем этим видам труда нужно приучить с самого поступления ребенка в детскую комнату или очаг. От малышей можно добиваться самостоятельной уборки игрушек, остальное поручается делать детям с большей или меньшей помощью старших детей или руководительницы. От старших скоро можно добиться самостоятельного выполнения всех обязанностей.
Ко второму виду труда — общественно-необходимому можно отнести: а) труд хозяйственный, б) труд производственный и в) труд по сельскому хозяйству.

а) Хозяйственный труд.
— это поддержание порядка и чистоты в комнате (подметание ее, стирание пыли и пр.), приготовление стола к завтраку, обеду, уборка его, мытье посуды, помощь на кухне, помощь в закупке продуктов, стирка платочков и нагрудников и проч.
Как и труд по личному самообслуживанию, хозяйственный труд нужно вводить с самого начала работы учреждения. На первых порах участие детей во всех видах добровольное, дети привлекаются лишь к помощи взрослым, и поручается им лишь частичное выполнение той или иной работы. Постепенно круг деятельности расширяется, и ребенок овладевает процессом в целом.
Так, в столовой вначале можно привлечь детей к расстановке небьющихся тарелок или приборов к ним и уборке посуды после обеда, остальное выполняется взрослыми; позднее, ребята 5—6 лет, не только готовят все к столу (тарелки, ложки, хлебницу с хлебом и т. п.) на определенное количество присутствующих, но и самостоятельно все убирают со стола. Старшим можно поручить мытье посуды, и, в последнюю очередь, перетирание ее насухо.
Такая же последовательность должна соблюдаться и в других видах хозяйственного труда. Так, в умывальном уголке вначале возможно ограничиться только тем, что ребята перельют кувшином воду из ведерка в умывальник, затем поручить вместе со взрослыми принести в маленьком ведерке воду из колодца (ушата, кадки с водой). Позднее эти обязанности могут выполняться детьми без взрослых (ни в коем случае, конечно, нельзя допускать, чтобы ребенок воду из колодца таскал сам).
Уже очень скоро, через 2—3 дня после начала работы, можно указать детям на необходимость по некоторым видам труда установить определенную очередь. Совместно с руководительницей дети устанавливают дежурства; педагогом составляется список и вывешивается на видном месте. Список можно заменить карточками с именами дежурных (дежурные по столовой, умывальной, санитарному уголку и пр.). С введением дежурств дети строго подчиняются установленному порядку.
На каждый день труд между собой разделен, одни работают в столовой, другие — в умывальной , третьи — на кухне и т. д. По прошествии установленного детьми срока работы (1—3 дня) дети меняются обязанностями, и каждый выполняет новый вид. В течение дня ребенок должен быть занят хозяйственным трудом не больше 15—20 минут.
Своевременно, при организации учреждения, нужно озаботиться о том, чтобы для выполнения хозяйственного труда были сделаны соответствующие детскому росту половые щетки (швабры или веники), тряпочки для пыли и столов, совки, небольшие ведерки, тазы, полотенца и пр. К заготовке всего этого можно привлечь и самих ребят.

б) Производственный труд
— тот, в результате которого получается новый или измененный предмет. Сюда относится столярная работа (поделка клетки или кормушки для птиц, скворешниц, лопат, грабель, носилок, палочек для флажков и пр.), работа с картоном (картонажные работа—папка для рисунков, простая рамка для портрета). Работа по шитью (пошивка нагрудников, тряпок, носовых платочков, полотенец).
Здесь, как и в хозяйственном труде, вначале отдельные задания выполняются детьми совместно с педагогами.
Первые этапы детской работы проходят на заранее заготовленном взрослыми материале. Детям остается только закончить работу, чтобы получить уже совершенно готовую, законченную вещь. Шефами-пионерами, школьниками, взрослыми, рабочими или самим педагогом заготавливаются, напр., полозья и сиденья для санок, а малыши сколачивают эти части; заготовляются стенки и дно к ящику для посадки семян, а ребята подгоняют части и заканчивают работу и т. д. Постепенно работу нужно усложнять.
Первый инструмент, который можно дать уже малышам,— это молоток, ножницы, лопата. Позднее — нож, пила. Дальше — кусачки и рубанок, средним и старшим дают верстаки. Все должно быть маленьких размеров, но не игрушечное. Старшим можно дать буравчики, струбцинки, линейку. Для столярничества следует употреблять доски мягкого и несучковатого дерева (липа, сосна).
Для шитья — вначале картон с дырочками, а затем уже материю и иглу.
Длительность столярных, как и хозяйственных, работ должна быть 10—20 минут, в зависимости от возраста.

в) Труд сельско-хозяйственный.
На дошкольном участке летом возможны следующие виды работ: огород, цветник, ягодник, древесный питомник и уход за домашними животными и птицами. Чтобы хорошо организовать работу на участке, на первый раз лучше всего выбрать один вид работы, не разбрасываться и не перегружать детей.
Огород. Для огорода нужно брать небольшую, посильную для ребят площадь (приблизительно 1 1/4 метра на ребенка). К первоначальной обработке огорода нужно привлечь старших школьников, пионеров или взрослых колхозников. С ребятами-дошкольниками можно отобрать семена, произвести посадку семян и корнеплодов, произвести подготовку гряд, высадку рассады и посев в грунт, прореживание, окучивание, постановку подпорок для вьющихся растений, сбор и учет урожая, посев озимых, вскопку участка и удобрение навозом с осени, работы по борьбе с вредителями.
Труд на огороде особенно полезен потому, что вся работа протекает на открытом воздухе (по возможности, на открытый воздух нужно выносить и работу столярную).
Кроме того, ухаживая за растениями, дети знакомятся с прорастанием семян, появлением и развитием листьев, цветением, образованием плодов и т. д. Рекомендованными культурами являются: салат, шпинат, капуста, горох и бобы, редис, морковь, тыква, петрушка, репа.
Все они не требуют особого физического напряжения при их выращивании, многие из них скороспелы и все являются особо питательными продуктами. При выборе животных и птиц следует остановиться на тех, которые не требуют большого ухода, легко размножаются и быстро растут. Хороши — собаки, кролики, из птиц — куры, утки.
Систематический уход за ними заключается в соблюдении чистоты самого животного и его помещения (сгребание с поднашестной доски скребком помета, посыпка курятника песком, мытье куриной посуды), а также в правильном кормлении их.
Как в предыдущих видах труда, здесь необходимо усложнять труд с возрастом ребенка. Малышам возможно поручить кормежку птицы, старшим — очистку поднашестной доски и т. д. В работе на огороде также следует выделить работу для малышей. Для большей организованности можно участок поделить между отдельными группами (артели, звенья, звездочки) и в каждую группу включить и старших и малышей. Своевременно нужно изготовить достаточное количество орудий, чтобы дети могли работать одновременно.
Во время всякой работы нужно следить, чтобы корпус ребенка, по возможности, был в нормальном состоянии.
Там, где ребенку приходится работать в согнутом положении (посадка, полка растений и т. п.) следует часто прерывать работу, чтобы разогнуться и подышать открытой грудью, или менять работу. Так, полку можно часто персмеживать с перевозкой на детской тачке или с переноской сорной травы с меж в условное место.
Прежде чем разбить свой огород, посмотрите, как на огороде работают взрослые; пойдите на помощь колхозникам во время уборки сена; устройте экскурсию на тракторное поле; привлеките к помощи в разбивке своего огорода или цветника пионеров и т. д.

Игры.
Чтобы закрепить в детях данные педагогом впечатления, нужно дать ребенку возможность играть. Требуется для этого немного: отведенное в режиме дня время и достаточное количество разнообразного игрового материала. Особенно ценным материалом является тот, который дает возможность широко им пользоваться, из которого ребенок наскоро может построить себе и паровоз, и трактор, и кооператив, и амбулаторию, и стул, и скамью, и пр. Таким материалом является: строевой материал (ящики, доски, обрезки дерева, фанеры, чурбаки), строительный материал, в виде кубов, цилиндров, брусков и т.»д.; природный материал: мох, каштаны, рябина, шишки/жолуди и пр. Материалом, способствующим возникновению игр, отражающих современность, являются: бумажные шлемы, красные флажки и пр., для подвижных игр необходимы — мячи, обручи, скакалки, вожжи и пр.
В играх ребенок развивает сметливость, творческие способности и укрепляет все жизненно-необходимые навыки.
Роль руководительницы не только вызвать, но и следить, чтобы игра не получала нежелательного уклона. В нужный момент руководительница должна вмешаться, чтобы остановить увлекшихся «борцов», если они воспроизводят какой-либо рассказ руководительницы о гражданской войне, натолкнуть детей на отыскание грубой ошибки в воспроизведении какой-либо машины или в неправильном пользовании ею.
До сих пор я говорила о свободных играх. Кроме них, существуют так называемые организованные или игры с правилами и игры настольные. Все игры организованные — коллективные. Между детьми распределяются роли, и каждый из детей действует согласно установленным правилам. Эти игры воспитывают в детях дисциплинированность, коллективные навыки, но главным образом они ценны с точки зрения физического воспитания, так как рассчитаны на развитие в детях ловкости, силы и различных органов чувств. Для детей младшего возраста доступны игры с очень ограниченным количеством правил (простые перебежки, упрощенные игры в «красные и белые», «воробушки», «зайчики»), для детей старшего возраста рекомендуются игры более сложные («красные и белые», «перебежки с пленом» и т. д.).
И, наконец, последние — настольные игры: различные лото, настольный строительный материал, мозаика, пирамиды и пр. Дается он во все Группы.
Игры эти хороши вперемежку между подвижными играми или после трудовых процессов, когда ребенку следует отдохнуть. В учреждениях с длительным пребыванием детей настольные игры обычно даются во вторую половину дня, когда ребенок уже утомлен и требует отдыха.
В. Горбачева

Журнал «Работника и крестьянка» апрель 1938 г.