Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Журнал "Юность"

У нефтяного океана

Валерий Горчаков, первый секретарь Тюменского обкома ВЛКСМ, кандидат в члены Бюро ЦК ВЛКСМ

Преобразился за последние семь лет Тюменский край. В труднодоступных, прежде необжитых местах построены современные города и поселки. Действуют нефте- и газопроводы. Проложены железнодорожные магистрали и автотрассы. Разведаны десятки месторождений нефти и газа. Но это только первые шаги в освоении богатств Западной Сибири. Впереди еще много дел, поэтому мы говорим ребятам и девушкам, приезжающим к нам по комсомольским путевкам, что их ждет большая работа, в которой понадобятся их знания, опыт, навыки...
Впереди действительно захватывающая перспектива. В Директивах XXIV съезда партии по девятой пятилетке сказано: «Создать в Западной Сибири крупнейшую в стране базу нефтяной промышленности; довести в 1975 году добычу нефти не менее чем до 120—125 млн. тонн, построить газоперерабатыающие заводы мощностью 5—6 млрд. куб. метров переработки газа в год. Ускорить разработку мощных газовых месторождений на севере Тюменской области. Приступить к строительству крупных нефтехимических комплексов в районах Тобольска и Томска; ввести в действие мощности на Сургутской ГРЭС; завершить строительство железной дороги Тюмень — Тобольск — Сургут. Закончить строительство Тобольского и Сургутского речных портов. Расширить сеть автомобильных дорог, аэродромов и линий связи. Обеспечить строительство газопроводов для подачи газа на Урал и в европейскую часть СССР, нефтепроводов к нефтеперерабатывающим заводам Сибири, Казахстана и европейской части СССР».
Такое задание партии определяет размах Всесоюзной ударной комсомольской стройки № 1 — размах, опирающийся на научную мысль, технический прогресс, на трудовой энтузиазм, на опыт работы комсомольской организации области.
Мне хотелось бы остановиться на этом подробней, потому что в конце концов успех любого дела решают люди.
Сегодня на семи ударных стройках области работают 45 тысяч молодых геологов, нефтяников, газовиков, транспортных строителей семидесяти пяти национальностей нашей Родины. Ежедневно по комсомольским путевкам к нам прибывает новое пополнение из всех союзных республик. Область молодеет быстрее, нежели идет процесс ее освоение,— это вполне понятно. Юноши и девушки не всегда попадают в привычные условия, которые отвечали бы уровню их потребностей. Здесь необжитые места: тайга, болота, климатические неудобства, немалые трудности с передвижением и связью. И все-таки от людей требуются работа, знания, профессиональная выучка, высокие моральные качества.
Кто-то назвал работу нашей областной комсомольской организации дальнодействием, имея в виду трудности руководства комсомольскими группами, разбросанными на тысячекилометровых просторах Западной Сибири. Вспомнив сейчас об этом, я подумал, что ни суровость края, ни расстояния, ни изолированность многих молодежных коллективов в условиях долговременного десанта не снимают с нас ответственности за судьбы наших людей и дела. Никакие каверзы природы не дают права расхолаживаться, снижать уровень воспитательных задач. Мы ищем такие формы работы с молодежью, которые будут действенны в наших условиях. Дальнодействие, если уж принимать это слово, приобретает, таким образом, еще и качественный характер: работать на будущее, чтобы в процессе освоения природных богатств, переустройства края здесь, у нефтяного океана, помочь молодым строителям выработать лучшие нравственные качества нашего передового современника.
Мы понимаем, как важны для нашей области прогрессивные методы, приемы труда. На слетах молодых геологов, нефтяников, газовиков, строителей мы пропагандируем лучшее, что накоплено у нас и по стране.
Особый вопрос о молодых специалистах. Область остро нуждается в ученых, командирах производства, которые вырастают в наших условиях, не перестраиваясь и не переучиваясь. Мы проводим ежегодные научно-технические конференции. Например, на шестой областной конференции было 290 докладов по актуальным проблемам освоения нефтяных и газовых месторождений. Два участника наших молодежных конференций — Аркадий Краев и Олег Московцев — стали лауреатами Ленинской премии.
За семь лет студенческие строительные отряды освоили свыше 200 млн. рублей, что равняется недавней годовой программе такой организации, как «Главтюменьнефтегазстрой». Мы даем студенческим отрядам и дополнительные задания — пропагандировать среди молодежи принципы научной организации труда, учить ее решать сложные технические вопросы.
И мне кажется, что в некотором смысле эффект от этой работы не меньший, нежели от освоения капиталовложений,— так велика сила примера.
Можно рассказать и о других сторонах дальнодействия, но подробно остановлюсь на комсомольских бригадах, экипажах, автоколоннах, управлениях, которые мы создали на самых ответственных участках области-новостройки. Молодежь ценит простор для инициативы, эксперимента, а такой простор и наиболее вероятен в коллективах сверстников.
В прошлом году у нас работала группа молодых ученых из лаборатории конкретных социологических исследований Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. Социологи изучали роль комсомольских организаций в развитии социальной активности молодежи на ударных стройках, специфику комсомольской работы на сибирских новостройках и сделали любопытные выводы. Выяснилось, что по сравнению с другими коллективами в комсомольско-молодежных коллективах гораздо больше людей, которые перевыполняют нормы выработки, участвуют в рационализаторстве и изобретательстве, продолжают учебу в школах, техникумах, вузах.
Но если тяготение к учебе можно объяснить чисто возрастными особенностями: люди молодые, им еще учиться и учиться,— то уж страсть к изобретательству, поиску внутренних резервов, желание освоить сложную технику, участвовать в решении производственных и общественных вопросов одной молодостью не объяснишь. Здесь многое зависит от сложившихся отношений в коллективе. А практика нашей работы показала, что комсомольско-молодежные объединения живут интересной, творческой жизнью, когда нацелены на большую задачу, когда в основе их деятельности лежит новая организационная или техническая идея.
Наши молодежные коллективы, как правило, многонациональные. Каждая советская республика помогает сегодня освоению Сибири, вносит в напряженные трудовые будни все лучшее, что накоплено у себя дома — в республике, в крае, в области. Вот почему интернациональные молодежные коллективы экономически, технически, по-деловому эффективны (хотя этим и не исчерпывается их ценность).
Еще в 1965 году комсомольско-молодежная бригада Заки Ахмадишина, награжденного Почетным знаком ВЛКСМ, первой в Западной Сибири пробурила наклонную скважину. Освоение наклонного бурения открыло возможность кустовому методу, то есть бурению нескольких скважин с одной точки, что особенно важно в нашем заболоченном крае.
Бригада Сарвара Аслаева первой стала бурить скважины с железнодорожного основания. Освоенный комсомольцами метод позволил сократить время на перемещение буровой установки.
Молодые инженеры из четырнадцатой мехколонны (ее возглавляет лауреат премии Тюменского комсомола Игорь Киртбая из Осетии) разработали и внедрили свайные основания для опор ЛЭП-500, и сейчас все опоры сооружаются только таким способом.
Вообще трудно назвать какое-либо важное для нашей области дело, которое обошлось бы без самого деятельного участия молодежи.
Сегодня всей стране известен метод блочного строительства газосборных пунктов, котельных, насосных станций, разработанный комсомольско-молодежным трестом «Тюменьгазмоптаж». Благодаря этому методу почти в десять раз ускоряется строительство промышленных объектов. А в основе простой вроде бы принцип. На заводах Большой земли отдельными блоками изготавливаются детали того или иного объекта. Авиация перебрасывает блоки на место, где и производится монтаж.
Думаю, что успехи комсомольско-молодежных объединений вряд ля были бы достигнуты в обстановке, которая не способствует творчеству.
Недавно мы вручали переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ и Министерства транспортного строительства СССР комсомольско-молодежному СМП-522, ребятам — строителям дороги Тюмень — Сургут. Я не оговорился: именно ребятам. Средний возраст в коллективе —22 года. Да и сам поезд еще совсем молодой — только-только организован.
Бросилась в глаза деловая, энергичная атмосфера.
Любой вопрос здесь решается без проволочек, сообща, коллективно Вот один пример. В поселке построили новый детский садик-ясли (наверное, своевременно: двадцать свадеб уже отпраздновали строители). Садик есть, а с детской площадкой ничего не получается: болото. Чуть пройдет дождь — ползет площадка, сколько им засыпай ее песком. Все задумались над нешуточной проблемой. Кто-то предложил сплошной навес над площадкой. Не приняли: дорого, да и спасал навес только от дождя. Тогда ребята придумали другое — покрыли деревянный свайный фундамент досками. Теперь болота не страшны.
Запомнился разговор начальника поезда Николая Доровских, недавнего комсомольского работника, с экскаваторщиком Геннадием Лещевым. Разговор шел о больном — о запчастях для болотного экскаватора. Не выдерживали гусеничные звенья капризной почвы: постоянно ломались. Как быть? Решили проверить предложение Лещева — делать звенья из толстого металлического листа.
Вообще в этом коллективе прекрасно приживается все передовое. Бригада каменщиков Василия Левчука осваивает метод подмосковного строителя Злобина.
(Если коротко, суть метода вот в чем: бригада берет на себя определенный объект со всеми механизмами и материалами: сама устанавливает сроки окончания строительства, контролируя качество, строго следя за режимом экономии,— работает материальный стимул!) Причем выяснилось, что для поезда это не было новостью: методом бригадного подряда уже работали путейцы СМП-522, кстати сказать, награжденные в нынешнем году золотыми медалями ВДНХ.
Интересными показались мне принципы капитального строительства. Постоянный поселок комсомольцы поезда начали строить со вспомогательных служб — водонапорной башни, котельной, канализации. Рассчитали, что это сократит до минимума переделки, когда будет вводиться в строй жилье...
И многие другие примеры убеждает, что в коллективе СМП-522 прежде всего думают о людях. В центре внимания всегда молодой строитель, его интересы, потребности. Тридцать рабочих поезда учатся в техникумах и институтах, куда они поступили, уже работая на стройке. Руководители СМП считают, что молодой строитель должен овладеть тремя-четырьмя профессиями, с пользой для себя и в интересах дела... В наших условиях, где подготовка специалиста пока еще дело сложное, а затраты на перевозку, устройство каждого нового человека обходятся в две тысячи рублей, обучение смежным профессиям — явление прогрессивное.
СМП-522— лишь одно из двухсот комсомольско-молодежных объединений на стройках области.
Думаю, что принципами этого поезда руководствуются и другие молодежные коллективы. Человек строит, преображает землю и в процессе работы преображается, растет сам.
К сожалению, не всегда получается так, как задумано. Николай Доровских передал мне список — в поезде не хватало около ста рабочих разных специальностей. («Пока обучишь смежников... Производство, оно тоже не ждет!») Я подумал, что у молодежных объединений наших строек не только общие успехи в организации дела, но и похожие беды.
Стоит ли упоминать о них в торжественные дни юбилея? Думаю, стоит. Ведь именно в деле, в общей заботе лучше всего проявляется наше советское сообщество. И, говоря о нуждах области, я обращаюсь к вам. строители Средней Азии, к вам, московские проектировщики, прибалтийские умельцы сервиса, к вам, руководители профессионально-технических училищ и вузов страны.
Рабочие кадры — одна из основных проблем в области. К нам часто приезжают молодые люди 17—19 лет с малым жизненным опытом, без квалификации, без четкого представления о предстоящих трудностях. Как раз среди этих ребят наибольшая текучесть — до 70—90 процентов. Не говорю уж о том, чего это стоит. В накладе остаются прежде всего наши ударные стройки. Там ждали специалистов рассчитывали на кадры — и на тебе... Не менее важно и моральное состояние ребят, которые не прижились на стройке. Не думаю, что они уезжают с легким сердцем. А ведь этого не случилось бы, если бы на месте, дома, молодежь получала профессию, например, в специализированном училище, с обязательной производственной практикой в районах Сибири и с последующим назначением на ударную стройку. Кроме того, в крупных промышленных областях вполне можно формировать целевые комсомольско-молодежные коллективы специально для
работы в нашей Тюменской области — по примеру нефтяников братских республик Азербайджана, Татарии, Башкирии. (Кстати сказать, в этом — характернейшая черта преодоления «местничества». Сегодня люди смотрят, на любой советский край как на свой родной и отдают ему лучшее...) Однако до сих пор к нам направляют специалистов поодиночке, или случайно подобранными группами. Проходит много времени, прежде чем человек вольется в коллектив, акклиматизируется в новой обстановке.
В то время как обученная, сложившаяся на Большой земле бригада могла бы гораздо быстрее включиться в дело: в знакомом коллективе легче перенести первоначальную неустроенность.
Не лучше положение у нас и с мастерами, прорабами. На них большой спрос. Сейчас плановые органы при распределении молодых специалистов мало думают об ударных комсомольских стройках. То же и со специалистами службы быта. Вряд ли кого-нибудь надо убеждать, сколь велико влияние хорошо организованного обслуживания на производительность труда, на содержание досуга молодежи. А наши ударные стройки не имеют, как правило, квалифицированных поваров, парикмахеров, портных.
А разве у молодого геолога в Уренгое или путейца строительно-монтажного поезда меньше желания красиво одеться, вкусно поесть, чем у их сверстников в Москве. Ленинграде, Киеве?
И еще об одной проблеме, которая может быть решена общими усилиями: о текучести кадров.
Тюменская область сегодня — единственная среди областей Сибири и Востока, куда приезжает больше людей, чем уезжает. И все-таки текучесть... Например, в 1968—1969 годах на работу к нефтяникам прибыло 7 362 молодых человека, выбыло — 5 229.
Причин текучести много: нехватка жилья, клубов, столовых, спортзалов. Анализ показывает, что структура населения городов и поселков Севера и, скажем, центральных районов весьма различная. У нас больше молодежи, высокая рождаемость. Значит, и большая потребность в общежитиях, столовых, клубах, детских дошкольных учреждениях, вечерних школах и спортивных залах, большая, чем в других районах страны. А расчетные нормативы на строительство культурно-бытовых объектов, утвержденные Госстроем СССР, одинаковы для всех. По этим нормативам уже сейчас в новых городах нефтяников не хватает домов культуры, клубов и спортивных залов. Замечу кстати, что только за два последних года потери от обратной миграции из Сургута значительно превысили затраты на строительство нескольких клубов и спортивных залов.
Совсем недавно у нас начали возводить благоустроенные дома. Раньше строили деревянные, рассчитанные на температуру минус сорок, хотя у нас морозы бывают сильнее. Не хватает нам и молодежных общежитий. Обычно они представляют собой бараки или 8—12-квартирные брусчатые дома. Капитальных зданий со всем комплексом услуг единицы.
Надеемся, что Госстрой и по этому вопросу скажет свое слово. Тем более что предлагаемые типовые проекты неподходящи для наших условий. Они рассчитаны на сложившиеся города, где есть библиотеки, читальни, налажено общественное питание, культурное и бытовое обслуживание.
Для строительства на Севере применяются еще устаревшие конструкции и материалы. Это увеличивает трудоемкость работ, дорожает и стоимость объектов. Например, деревянное общежитие на 60 человек в поселке Светлый обошлось в 85—90 тысяч рублей (минус 54 тысячи на одну только транспортировку!). А если внедрить проекты каркасных домов с панелями из легкого материала и пенопластом для тепла, такое здание обойдется в 62 тысячи рублей, включая 14 тысяч на транспортные расходы. Прямая выгода!
Освоение богатств Западной Сибири немыслимо без таких индустриальных методов. Нашим строителям нужны механизмы повышенной мощности, автомашины высокой грузоподъемности, чтобы сократить затраты труда и времени при сооружении железных дорог, автотрасс, жилых комплексов. Кроме того, техника для Севера должна отличаться не одной только утепленной кабиной. Прежде всего — повышенной проходимостью, способностью работать без поломок в суровых климатических условиях.
Нужна нам и спецодежда, без которой на улицу иной раз не выйдешь в пятидесятиградусный мороз.
Текучесть кадров, особенно молодых, связана с недостатками в культурном обслуживании. Кроме клубов, кинозалов и стадионов, нам нужно больше агитбригад, ансамблей, передвижных выставок. Думаю, что тут нам помогут комсомольские организации областей, краев и республик страны.
За последние годы у нас наладились добрые связи с Ленинградской и Украинской комсомольскими организациями. Составлены планы сотрудничества. Мы связаны дружбой с журналами «Смена» и «Юность», с радиостанцией «Юность».
Наша стройка отличается от других не только своими масштабами и условиями. Она рассчитана на много лет. Поэтому нам нужны добровольцы надолго. Только за пятнадцать лет нефтяная целина должна принять более 600 тысяч новоселов. Сделать их патриотами нашего края, большой нефти, помочь им вырасти нравственно, духовно — дело комсомола области, главная задача дня.

Журнал "Юность" № 12 1972 г.

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области
Категория: Журнал "Юность" | Добавил: Zagunda (11.02.2012)
Просмотров: 1017 | Рейтинг: 0.0/0