Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Журнал "Юность"

Умеешь ли ты учиться?

Т. Бобрынина

«Дорогая редакция! Мы, учащиеся группы школ г. Новосибирска, занимаемся на факультативе
«Научная организация труда и профориентация школьника».
На факультативных занятиях мы изучаем способы и приемы, рационализирующие нашу учебу,
а также методы выбора профессии.
По окончании курса нам вручат дипломы инструкторов НОТ и профориентации, и мы будем пропагандировать свою систему среди ребят.
В 159-ю школу, которая руководит этой работой, приходят письма с разных концов страны.
Очень многие школьники хотели бы получить ответы на такие вопросы:
«Как готовить домашнее задание»,
«Как лучше запоминать»,
«Как решать задачи»,
«Как учить стихи»,
«Как готовиться к ответу».
Мы обращаемся к вам с просьбой: помогите нам рассказать на страницах журнала «Юность» о том,
что нам удалось найти...
П. МЕЛЬНИК, Н. ЧЕПАКИНА Г. ГАНЬЖА, другие».
«Урок начался, как обычно: учитель вошел в класс, но еще некоторое время стоял шум после перемены.
Только минуты через три урок начался по-настоящему. Учитель вызвал к доске трех ребят, дал им задание, а у остальных стал проверять домашнюю работу. Оказалось, что несколько человек ее не выполнили. Пять минут выясняли причины, потом учитель проверил работу на доске, и ответившие сели. Затем были вызваны еще трое, но на месте не оказалось тряпки, и нечем было стереть написанное на доске. Две минуты искали тряпку.
Потом урок шел нормально, лишь иногда учитель делал замечания. Но, в конце концов, ребята расшумелись, он вышел из себя и вместо того, чтобы объяснять новый материал, разразился длинной нотацией, которая длилась минут пять.
Когда, все же объяснив тему, учитель открыл журнал и хотел выставить оценки отвечавшим, оказалось, что это журнал другого класса. Пока ходили, чтобы его заменить, прошло две минуты. Затем было дано домашнее задание, и прозвенел звонок.
Подсчитаем теперь, сколько времени потрачено попусту:
— успокоение учеников — 3 минуты,
— выяснение причин неподготовленности — 5 минут,
— поиски тряпки — 2 минуты,
— нотация — 5 минут,
— замена журнала — 2 минуты.
Всего 17 минут.
45 — 17 = 28 минут фактически шел урок.
Из этого можно сделать вывод, что:
а) недобросовестно выполняем домашнее задание,
б) плохо дежурим,
в) слаба дисциплина на уроках,
г) невнимателен учитель».
Кому-то работа новосибирской школьницы Тани Кепиной могла показаться покушением на авторитет педагога, на его исключительное право критики и непогрешимость. Но так как перед Таней и ее товарищами по занятиям стояла цель: найти резервы времени и причины бесполезной его траты,— вполне естественно, это она нашла пример в своем классе.
Эта дипломная работа (здесь нет преувеличения — восьмиклассница Таня получила диплом инструктора НОТ) была одобрена в 159-й школе на факультативе по основам научной организации труда школьника.
Критический взгляд на привычную будничность урока действительно немало дает и педагогу и ребятам.
В самом деле: ученик средних и старших классов проводит в школе, как минимум, пять-шесть часов на уроках по расписанию (отбросим дополнительные уроки, которые устраивают иной раз даже седьмым часом); 8—10 непроизводительных минут на каждом уроке (утечка незаметная — опрос дежурных, замечания непоседам — мало ли причин возникает в общении с тремя-четырьмя десятками девочек и мальчиков) приводят за день к потере целого урока! С какой озабоченностью преподаватель в конце четверти ищет возможность заменить час физкультуры или труда дополнительным занятием по математике, физике!
А вот, по подсчетам нотовцев Донецка, экономия только двух минут в начале урока, когда ученик заранее приготовил нужные тетради и учебники, сберегает за месяц 12 уроков.
Дома тоже какое-то время тратится бесполезно — не на подготовку к завтрашнему дню, прогулки или любимое занятие, а просто так: скажем, затерялась тетрадь, или на середине параграфа по истории почему-то вспомнился веселый воскресный фильм, или загляделся в окно — летят минуты, уходят часы...
Сел за уроки в четыре часа, встал в девять: «Безобразие, мыслимое ли дело так загружать детей!»,
или: «Я в его возрасте день-деньской гонял на улице мяч!», и так далее и тому подобное...
«Мы предлагаем несколько добрых советов, которые помогут вам оседлать свое время, как боевого
коня. Прежде всего надо овладеть чувством времени, надо знать, сколько его уходит на тот или иной вид деятельности: чтение (в количестве слов в минуту), перевод с иностранного языка, на решение задачи, выполнение письменного задания и т. д.
Овладеть чувством времени помогает периодическое «фотографирование» своего рабочего дня.
Возьмите листок бумаги, на нем по порядку запишите, чем бы занимались, сколько на это ушло времени, оставьте место для примечаний. В конце рабочего дня прикиньте, нельзя ли было поступить рациональней: то есть где и за счет чего сократить затраты времени. Свои мысли на этот счет запишите в «примечаниях».
Научитесь в любое время дня мысленно определять, который час. Не смущайтесь тем, что, сверяясь с часами, вы вначале обнаружите большую неточность. Чувство времени оттачивается тренировками. Ваши товарищи научились ощущать его с точностью до минут. Когда вы установите контроль за своим временем, то сразу же почувствуете,— словно бы удлинился день, а работать стало легче.
Попробуйте «фотографировать» работу класса на уроке, на собрании, в мастерской. Запишите свои
наблюдения и поищите резервы времени: за счет чего оно теряется, по чьей вине, какая проведенная работа бесполезна, на чем можно сэкономить время. Не мешает подсчитать потерю времени в классе за четверть, за год.
Не забудьте и о таком способе управления временем, как четкий режим дня. Составляя его, учтите,
что ритм работы и отдыха должен соответствовать вашим учебным «нормам», способностям, возрасту и домашним условиям. У каждого ученика должен быть свой режим дня.
Экономии сил и времени помогает налаженный ритм: подготовка, сама работа, итог. Пусть этот
ритм не будет слишком частым или замедленным: работа 15—20 минут, перерыв не более 10 минут.
Одинаково вредно в любой работе и торопиться и долго раскачиваться.
Свои планы на завтра намечайте вечером сегодняшнего дня, а серьезные дела планируйте за неделю или месяц. Планы можно носить «в голове», но лучше держать их в своей записной книжке».
Можно это обращение назвать памяткой, «секретом успеха» — как понравится, суть не в этом. У
ребят 159-й школы Новосибирска появился добрый наблюдатель и советчик — НОТ. Лет пять назад директор школы Борис Александрович Русаков с небольшой тогда группой учителей положили начало интересной работе, смысл которой коротко можно определить так: «научить школьника учиться».
Начнем с того, что 159-я школа по успеваемости была на одном из последних мест в районе. Часто
учитель, объясняясь с директором по поводу причин неуспеваемости, выдвигал несокрушимый довод: «Не учат уроки».
Что такое хронически не успевающий или просто слабый ученик? По мнению некоторых педагогов,
это лентяй, бездельник, не приученный к труду человек. А ведь часто бывает, что дома-то он довольно старательно зубрил уроки. Ответить же может едва на тройку, да и то не всегда.
Было бы несправедливо обвинять таких учеников в тупости, лени и прочем, как это, бывает, делают
учителя, облегчая свою совесть. «Не учат уроки» — еще не причина, это лишь вероятный результат. Вероятный? Да, потому что часть отстающих учеников, случается, затрачивает времени на домашнее задание больше, чем о т л и ч н и к и. Это показала проверка в 159-й школе. Попутно выяснилось, что самый длинный рабочий день у хороших учеников — тех, кто побеждает усидчивостью. Но что поразительнее всего: оказалось, что большинство ребят — и слабых и тех, кто не внушает тревоги,— не умеет учиться, то есть непроизводительно затрачивает много сил и времени. Причина — отсутствие элементарных навыков умственного труда.
Может быть, обидно, когда тебя, старшеклассника, спрашивают: «А умеешь ли ты читать?» — и
подразумевают при этом не «понимать прочитанное», а простое «узнавание» слов. Может быть,
обидно, но... справедливо! Посадили рядом четвероклассника и завтрашнего выпускника. Дали им тексты — разные по уровню (соответственно возрасту), но равные по количеству слов. И оказалось, что десятиклассник — возможно, будущий студент — читает с той же скоростью, что хороший ученик начальной школы. Развиваясь в 1—3-м классах, скорость чтения перестает расти после 4-го. А объем обязательной для учащегося литературы возрастает... Можно ли научить читать быстрее, без ущерба для прочности знаний? По мнению преподавателей 159-й новосибирской школы, можно: «Научись читать быстро, осмысленно, прочувствованно.
Быстро — это значит читать про себя со скоростью не менее 600 слов в минуту.
Осмысленно — значит, во время чтения запомнить текст как можно полнее, выделить основные мысли и определить свое отношение к ним.
Прочувствованно — то есть, эмоционально пережив прочитанное.
Для этого:
1. Начиная чтение, твердо уясни, что ты хочешь получить в итоге и каким методом будешь читать
(делать или нет пометки и выписки, отбирать цитаты или искать ответа па вопрос и так далее). Если
ты читаешь художественную литературу, то быстрота может повредить: и поэзия и проза требуют остановок, раздумий, возвращения к ранее прочитанному.
2. При чтении займи удобную позу, не напрягай зрение, не щурься, держись свободно и спокойно,
будь уверен в себе, но на быстрый успех не рассчитывай: необходимы терпение, большое желание и тренировка.
3. Начинай тренироваться читать быстро на легких, простых и доступных произведениях.
4. Не прочитывай слово за словом, а зрительно схватывай сразу большую группу слов по принципу
«узнавания». В предложениях нащупывай опорные слова — те, что наиболее, полно и выразительно подчеркивают смысл и художественную образность.
Например: «...через минуту, другую до слуха старика долетел приближающийся хруст снега под осторожными шагами хищника. Все яснее, все ближе. Старик физически ощутил на себе холодный гипнотизирующий волчий взгляд...» В этом случае опорными словами могут быть такие: «до слуха старика... хруст снега... шаги хищника... ближе... ощутил волчий взгляд...» Остальные слова, связанные с опорными, придут сами, а твое воображение поможет дорисовать картину до конца.
5. Ни в коем случае не пришептывай текст, Чтобы освободиться от этой привычки, замедляющей темп чтения, крепко зажми зубами карандаш так, чтобы губы и язык его не касались. Делай это до тех пор, пока исчезнет сомнение в том, что ты не повторяешь текст вслух.
Скорость твоего чтения неизмеримо вырастет, если ты оторвешься от прежнего (фонического) метода чтения и перейдешь на динамический метод схватывания целых фраз и абзацев. Но для этого нужна терпеливая и настойчивая тренировка, которая в итоге позволит тебе тратить на чтение страницы не 2—3 минуты, как обычно, а 40 и менее секунд.
6. Читая, веди глаза больше сверху вниз, чем слева направо; помогает в этом указка или специальная пластинка, которая сверху закрывает прочитанный текст. Двигать ее вниз надо как можно быстрее. Это подстегнет темп твоего чтения».
— Но должен вам сказать,— заметил директор Русаков,— что добрый совет — это даже меньше половины дела. Мы сочинили для ребят памятки — как рационально готовить домашнее задание, слушать и записывать, как составить режим дня, учить на память стихотворение. Но что выяснилось? Хотя школьник легко увлекается, хотя он, как правило, непостоянен в своих стремлениях, но, представьте, оказался стойким консерватором, стоило ему предложить но
вый метод работы. Только тренировки, систематические упражнения плюс настойчивость педагогов дали явный эффект: появилось свободное время, оценки улучшились; тогда-то сами ребята не только поверили в НОТ, но и стали сто пропагандировать.
Что говорить, к необходимости тренировок, самонаблюдений школьники отнеслись довольно холод
но — еще одна нагрузка!
— А мне, например, легче думать, когда на столе беспорядок. И жить по часам и минутам скучно. Да и как можно составить режим, когда все дни не похожи: сегодня одно, завтра другое!
Но таких противников НОТ было немного.
Восемь учителей и директор... Какие усилия следовало приложить, чтобы убедить десятки педагогов, сотни ребят, что им поможет НОТ? Год за годом росла армия «нотовцев» в 159-й школе; сейчас почти половина преподавателей ведет свои уроки и воспитывает ребят по принципу: умение находить знания так же ценно, как сами знания.
Обычно не придают большого значения тому, умеет ли старшеклассник правильно конспектировать речь учителя, работать с библиотечным каталогом, анализировать статьи и исторические документы. Вопреки общепризнанному мнению, что в школе при современных темпах развития науки невозможно дать знания про запас на долгие годы, преподаватель хочет и старается вложить в память ученика как можно больше знаний, потому что видит в этом свою основную задачу. Между тем навыки рационального труда, умение учиться с минимальной затратой сил приходят к
большинству из нас с опозданием. На выработку этих навыков уходит молодость — время наибольшей творческой активности, когда совершеннолетнего человека продолжают в силу необходимости «воспитывать» в вузе и на производстве вместо того, чтобы требовать от него самостоятельной, щедрой и полноценной работы.
Если приучить школьников рационально трудиться еще за партой, умело и верно рассчитывать свои силы и время, то сегодняшние выпускники завтра станут деловыми, умелыми работниками, хорошими организаторами производства.
К такому расширенному пониманию цели школьного обучения пришли в 159-й школе. От элементарной рационализации учебного процесса, от обучения навыкам труда — этих первейших требований НОТ — новосибирские педагоги сделали следующий шаг: настало время решить важнейший вопрос учебного процесса — как учить.
Ведь на деле большая часть ребят просто не умеет учиться, анализировать школьный материал, и кому, как не педагогу, следует научить своего подопечного не просто заглатывать непережеванными очередные главы и разделы школьной программы (от чего у многих и наблюдается эдакое «несварение ума»), не ждать от учителя разжевывания до жиденькой кашицы легко усвояемых сведений о том-то и том-то, а научить школьника учиться без огромного перенапряжения сил и больших затрат времени.
Кому в школьные годы не приходилось испытывать на уроке неприятное ожидание контрольных вопросов учителя? Своеобразная игра в «кошки-мышки», где роли распределены на десять лет вперед...
А теперь представьте, что перед объяснением темы учитель раскрыл эти самые таинственные будущие вопросы. Нужно только внимательно слушать рассказ — и вот они, ответы, за которые несколько человек даже получат оценки. Разумно? Да, потому что заостренное на основных этапах внимание активизирует мышление, а с ним, естественно, и память.
В этом на опыте убедились в 159-й школе, проведя в двух равноценных группах по двенадцать учащихся уроки биологии. Из двенадцати ответов в группе с обычным ходом урока 6 троек, 4 четверки и 2 пятерки. Те же двенадцать учеников, которые перед изложением темы узнали контрольные вопросы, получили 2 тройки, 5 четверок, 5 пятерок.
Правда, у преподавателя в значительной мере исчезает возможность «подловить» своего подопечного на незнании, но ведь цель-то не в этом. Знания, добытые совместными усилиями педагога и ученика, и более прочны и в итоге требуют меньших затрат времени.
Это еще один принцип работы 159-й школы: максимально использовать урок, чтобы дома школьник не выучивал, а лишь повторял закрепленное в классе. «Урок — это штурм, домашнее задание — закрепление позиций»,— настойчиво повторяет Борис Александрович. 
Некоторые из учителей довели до совершенства развитие своего урока. Галина Ивановна Каменева,
стремительно входя в класс, с первых минут вводит восьмиклассников в рабочий темп урока. Для нее — рабочий, а тем, кто сидит за партой, это темп игры, викторины. Вопросы к материалу прошлого урока; пока ребята думают — доклад дежурного; вызов к карте: «У тебя две ошибки, повременю ставить оценку. Если позже ответишь на вопросы по новому материалу, будет четверка»; письменные ответы по билетикам, рассказы-«угадайки» по картинам природных зон; дополнительные вопросы, которые ставят отвечающему... сами ребята. Не прошло и половины урока, а дружно работают все. Вот ритм меняется: берет слово учитель, однако объяснение новой темы ниточками повторения тянется к предыдущей, и завязывают эти ниточки сами восьмиклассники.
Подобный пример вроде бы не имеет отношения к НОТ. Научная организация труда — это правильное освещение, удобство парт, рациональное расписание. Да, это. Но не только. Научная организация труда — это максимальный результат при минимуме затраченных сил и времени. Если дома учащийся тратит на подготовку к предмету средней трудности от 5 до 15 минут, а наутро получает 4 или 5, не в силу особых способностей, а потому, что он все уяснил на прошлом уроке,— такой результат стоит труда.
Сейчас много говорится о перегрузке школьников домашними заданиями. Хотя не установлены точные нормы времени на их выполнение, не только родители, но уже медики подают свой голос в защиту школьников. Больше того, по мнению некоторых педагогов (и к ним относится директор 159-й новосибирской школы), учащихся можно и следует освободить от длительных по времени слабоэффективпых заданий: черчения тематических карт, изготовления альбомов и т. д. Но при этом не следует забывать, что поскольку вообще без домашних заданий пока невозможно обойтись, нужно научить школьника секретам самостоятельной рациональной работы.
— Знаете, перегрузки возникают чаще всего из-за неумения работать,— продолжает Б. А. Русаков.— Мы проверили это на ребятах своей школы. Наши старшеклассники — инструкторы НОТ — наблюдали дома и в классе, как работают товарищи, да их собственный опыт говорит о том же: большая часть перегрузок идет от несоответствия огромной информации, которую учащийся должен усвоить, и его навыков, его организованности.
Не каждый из учащихся в равной мере нуждается в особых навыках организации труда. Некоторые стихийно вырабатывают приемы, позволяющие сократить время и сберечь силы: смогла же Лена Мельник составить такое руководство для решения математических задач, что к нему нечего было добавить даже практикам-учителям. Но таких интуитивных «нотовцев» мало. В массе своей школьники полагаются на запоминание как основной метод учебы — это путь мучительный. Тяжелее всего страдают при этом так называемые «хорошисты»—люди добросовестные и усидчивые. В 159-й школе пришли к выводу, что нельзя судить об успехах учеников только по их ответам в классе. Следует узнать, какими путями приобретены знания, каков стиль работы школьников, и, самое главное, помочь им в выработке правильного стиля.
К сожалению, методики, которая могла бы дать такой совет педагогу, пока нет. «Как развить воображение», «Как лучше запомнить», «Как готовить домашнее задание»— такие рекомендации (их уже больше тридцати) разрабатывают сами учителя, обсуждая и дополняя их всем коллективом.
Легко учитываемые результаты таковы: общая успеваемость — главный школьный показатель — за три года поднялась с 92,3 до 97,4 процента. При этом надо учесть, что отнюдь не все классы и педагоги сделали принципы НОТ своим методом работы. В тех группах, где систематически изучались новые приемы обучения, добились стопроцентной успеваемости при 50—00 процентах на «хорошо» и «отлично». Эти цифры говорят о том, что каждый из учеников-нотовцев смог подняться на ступеньку выше — отстающий выбился в успевающие, троечник обрел репутацию
«хорошиста», а те, кто и раньше ходил в «лучших», стали продуктивнее использовать свое время — надо ли говорить, как его не хватает в старших классах!
Вот Виктор Геронимус, выпускник прошлого года, студент Инженерно-строительного института. Он ровно учился все годы — казалось бы, зачем ему по иному организовывать свой труд?
— Понимаете, когда работаешь в полную силу на уроке, когда при чтении одолеваешь дома до 000 слов в минуту, то не страшна ни учебная нагрузка, ни общественная работа. У меня оставалось время для подготовки в вуз. Я уже тогда выбрал профессию архитектора и занимался, кроме лектория по градостроению, еще в кружке рисования. Естественно, теперь НОТ мне помогает одолеть премудрость институтской науки.
Но есть и другие результаты, не бросающиеся в глаза, но не менее радостные. Каждый старшеклассник, занимаясь на факультативе НОТ, словно обретает второе зрение, видит более глубоко, учится анализировать свои и чужие недостатки, стремится их исправить.
— Я часто наблюдаю за своей сестрой, ученицей пятого класса,— говорит Ира Ротова, — Когда она
решала задачки за кухонным столом, ей неудобно было сидеть, она поминутно меняла позу, отвлекалась. Всего она потратила 50 минут. На следующий день такое же примерно задание она выполнила за 30 минут. Почему? Сидела за удобным столом, слева стояла лампа,— сестра не уставала. А иногда и туго завязанная на голове лента мешает сосредоточиться.
К ребятам, которые овладели секретами своего труда, приходят и сознание собственной силы и значимости и желание учиться. Из поселка Мочище целый год ездила на факультатив НОТ Наташа Типакина.
Думаете, она заботилась только о себе? Весь этот год Наташа повторяла прослушанные занятия
в своей 51-й школе. Теперь там еще двадцать ребят готовятся стать инструкторами-нотовцами, чтобы всех учащихся своей школы наделить умением работать быстро.
«Я студентка Алтайского политехнического института, перешла на второй курс. Вы понимаете, как мне важно научиться экономить и правильно использовать свое время. Особенно хочу научиться быстро читать».
«Я работаю на производстве и шефствую над одним классом. У моих подшефных много двоек, и я хотел бы научить их правильно готовить уроки, экономить время. Вышлите ваши материалы».
«Наш район по успеваемости па последнем месте в области. К постоянным разгромным проверкам облоно и роно все привыкли... Ваши материалы нам многое разъяснили, прибавили уверенности в успехе».
«Думаем, что бы люди щедрые и поделитесь по-братски своим богатством. Пришлите то, что у вас 
есть по научной организации труда школьника».
Это лишь немногие из просьб, которые летят в 159-ю школу из Риги и Ташкента, Минска и Краснодара. Даже из Болгарии. Но так как переписывать их — большой труд для ребят, то едут в Новосибирск командированные учителя, директора школ, даже целые делегации. Вряд ли их влечет сюда только желание повысить оценки и показатели. Очевидно, настала пора ответить велению времени: научить учиться.

Журнал Юность июнь 1972 г.

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области
Категория: Журнал "Юность" | Добавил: Zagunda (02.05.2012)
Просмотров: 1704 | Рейтинг: 0.0/0