Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Журнал "Юность"

«Все смотрите на Галку...»

До начала спектакля оставалась минута. Елена Савельевна Толченова, художественный руководитель самодеятельного театрального коллектива московского завода «Динамо», давала
последние напутствия:
— Ребята, внимание! Ритм, темп, дикция...
И затем несколько тише:
— Все смотрите на Галку...
Тут я поспешил в зал, чтобы успеть к занавесу. Честно говоря, попав на спектакль незнакомого тебе самодеятельного коллектива, боишься одного: как бы предстоящее зрелище не оказалось скучным.
Послушавшись Толченову, я тоже решил «смотреть на Галку». И вправду, Галя Глухова, лаборантка МАИ, игравшая в чеховской «Свадьбе» мать невесты — Настасью Тимофеевну, сразу же завладела вниманием зала.
Самодеятельные исполнители с увлечением приняли веселую игру, предложенную режиссером Василием Устюжаниным, где многое решалось динамическими средствами коллективной пантомимы, где все было до крайности условно: ни мебели, ни вилок в руках за «столом», ни вообще предметов (исключение — веер акушерки Змеюкиной),— и поэтому фантазии предоставлялся полный простор. Спектакль искрился весельем. Но было в спектакле и нечто большее, что актеры всякий раз намеренно подчёркивали, то повторяя одно и то же движение,
то застывая на сцене в преувеличенно неестественных позах, то один из них затевал диалог с остальными, которые вдруг превращались в своеобразный хор. Так в спектакле создавался групповой портрет не только корысти и глупости, но в первую очередь невежества — невежества как тупой силы, которая, даже будучи общественно пассивной, политически инертной, не перестает быть разрушительной, а может быть, более всего и опасна буднями, чем вспышками активности по случаю.
Диалоги в спектакле служили как бы мостками к групповому, общему действу, расставляя основные акценты зрелища, чем, собственно, оно и было интересно.
И у этого удачно найденного драматургического «хора» имелся свой солист — Галя Глухова, на
которую перед спектаклем и призывала товарищей смотреть Елена Савельевна. Галя несла основной груз индивидуальной актерской работы в игровых эпизодах, диалогах, пока не выступал на передний план ансамбль. Когда же действие, повинуясь замыслу молодого режиссера студента ГИТИСа Василия Устюжанина, обретало массовый характер, Галя органически сливалась с ансамблем. Нет, может быть, другие исполнители и теперь следили за ней, и теперь девушка продолжала незаметно для зрителя дирижировать ритмами происходящего, но этого я уже не замечал.
— Молодец Галка, — после спектакля похвалила Глухову Елена Савельевна.— Она не столько
сама играла, сколько помогала остальным, всему спектаклю...
Как-то заточник резцов Владимир Кабаев, играющий в спектакле отца невесты, признался Устюжанину:
— Я знаю, что не стану профессиональным артистом, но и без сцены не могу...
Техник Володя Лисицын, мечтающий стать летчиком и уже поднимавший в воздух вертолет, тоже
предан театру, как, впрочем, и все остальные участники коллектива.
Конечно, им многому еще надо учиться, поскольку и самодеятельный театр требует высокой театральной культуры. Однако я все же решаюсь посоветовать читателю посмотреть эту «Свадьбу».
В. Лужин

Журнал Юность январь 1972 г.

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области
Категория: Журнал "Юность" | Добавил: Zagunda (30.04.2012)
Просмотров: 885 | Рейтинг: 0.0/0