Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Журнал "Юность"

Туш!

Цирк начинается с музыки. Веселый маэстро взмахом волшебной палочки оживляет тишину ожидания, из таинственных кулис форганга появляется зафраченный шпрехшталмейстер, и свита яркой униформы выстраивается по бокам прохода...
Но у циркового оркестра неприметная судьба. Весь вечер над манежем, вне зрительного внимания,
лишь в озвучении движения. Помните — под мерцающими экранами темных залов невидимые миру таперы чарльстонили на клавишах, окрашивая ритмом скороговорку жестов немого кинематографа? И цирковая шарманка таперствовала в балаганах и шапито, подыгрывая гарцующим на манеже лошадям. А потом уж и оркестры, где медь и струны,— туш и полька, кадриль и вальс. Раз, два, три... Раз, два, три... Танцуют наездницы, крутят сальто-мортале акробаты, скользят под куполом канатоходцы, мелькают руки жонглеров и — музыка, музыка.
— Цирк ведь тоже великий немой, — говорит Николай Соколов, человек неправдоподобно молодой для нахождения в должности главного дирижера Госцирка. — Разговорный жанр не в традициях манежа — разве что коверные клоуны позволят себе реплики в зал.
Ритм цирка, его голос — в музыке. Веками цирковые представления сопровождали таперы. Из кино они ушли — экран заговорил и запел. А в цирке остались. Почему? Он ведь тоже стал другим —
бережливость к традициям вовсе не означает топтания на месте. В цирке должна говорить музыка. Не подыгрывать, не таперствовать — говорить.
Николай Соколов учился рисовать, когда его призвали в армию.
И там он вдруг решил играть на тромбоне. По самоучителю, по собственному слуху. Приняли в духовой оркестр, а когда отслужил, решил поступать в консерваторию в Ташкенте.
Спустя два года студент второго курса Ташкентской консерватории Соколов переехал в Минск, где и закончил свое музыкальное образование по классу фортепьяно. Его пригласили в минскую филармонию руководить эстрадным ансамблем. Далее все развивалось с быстротой поистине молниеносной: в 1966 году Соколову предложили место главного дирижера минского цирка, через четыре месяца он приехал на гастроли в Москву, выступал в столичном шапито. Как говорится в таких случаях, его заметили, и в результате лестный ангажемент: Николай Соколов становится четвертым дирижером московского цирка, готовит первую самостоятельную программу «Романтики» с аттракционом Игоря Кио, в содружестве с композитором Александрой Пахмутовой, которую он привлек к работе для цирка. Потом — музыкальное оформление «Цирка на воде» и кинофильма «Парад-алле», а в 1968 году — место главного дирижера.
И вот на проспекте Вернадского открылся крупнейший цирк страны. За его дирижерский пульт
встал Николай Соколов.
Когда цирковой амфитеатр погружается в минутную темноту, он пробирается к оркестровой нише
между пюпитрами — подходит к дирижерскому пульту. Публика не видит его, не замечает безупречности фалд его фрака, белизны кружевного жабо его манишки, блеска лакированных штиблет.
Где-то во втором отделении на него обратят внимание: Юрий Никулин сообщит в паузе, что руководит оркестром «выдающийся цирковой дирижер Николай Соколов», и все улыбнутся этому слову — «выдающийся», произнесенному клоуном, все посмотрят наверх и пошлют ему аплодисменты.
И оркестр тоже будет аплодировать своему руководителю — струнная группа легонько постучит
смычками по пюпитрам, ударник выбьет замысловатую дробь на малом барабане...
Тридцать шесть музыкантов — таков состав оркестра, отобранного Николаем Соколовым для работы в новом московском цирке. Симфо-джаз — широк диапазон его звучания, поиск которого длился около полугода,
— Специфика циркового аккомпанемента будет жить всегда, — рассказывает дирижер. — Но это
уже не подыгрыш (он первым решился отсадить из оркестровой ниши дополнительного ударника, отбивающего трюковые акценты выступающим артистам). Это голос номера. Хочу, чтобы зритель приходил в цирк не только смотреть, но и слушать. Хорошую музыку в хорошем профессиональном исполнении.
Сегодня многие ведущие мастера советского цирка считают Николая Соколова соавтором своих номеров и аттракционов. Думая над их музыкальным оформлением, он нередко сам пишет оркестровые пьесы, привлекает в цирк популярных композиторов. Его оркестр, по мнению специалистов, мог бы сегодня украсить любые эстрадные подмостки. Но он создан для цирка. Он всегда над манежем.

Журнал Юность январь 1972 г.

Оптимизация статьи - промышленный портал Мурманской области
Категория: Журнал "Юность" | Добавил: Zagunda (30.04.2012)
Просмотров: 1123 | Рейтинг: 0.0/0