Приветствую Вас, Гость

Задачи высшей сложности

Андрей Молчанов

Федя Богомолов, студент третьего курса мехмата, прогуливая лекцию, решил зайти к своей тете, работавшей завучем в средней школе.
Встреча родственников носила прохладный характер. Тетя была чем-то явно удручена, и Федя понял, что зашел не вовремя.
— Я того… пойду…— сказал он, взглянув в ее озабоченное лицо.
— Иди. Заходи, не забывай,— равнодушно откликнулась тетя, но вдруг лицо ее прояснилось,— Феденька! — воскликнула она.— И как это я забыла! Ты же математик! Понимаешь, у нас заболели два преподавателя математики. Справляться-то мы справляемся, но сейчас в третьем «В» урок должна проводить я, а тут звонок из роно. Вызывают на совещание. Выручи, проведи урок, а?
— Я? Урок?.. Н… нет…
— Феденька, милый, умоляю! Ну, хотя бы займи их чем-нибудь. Ты ж на третьем курсе, а они в третьем классе. Порешайте задачи. Ребятам будет интересно.
— Ну, ладно,— вздохнул Федя,— попробуем… В конце концов, третий класс не десятый.
Справлюсь.
Федя поднялся на второй этаж и робко вошел в третий «В».
— Здрасьте, товарищи! — сказал он,— Сегодня я проведу у вас урок математики.
— Здраст!!! — хлопнув артиллерией парт, нестройно ответил класс.
Федя задумчиво оглядел доску с нарисованной на ней рожей пирата и, мучительно вспоминая,
чему его учили в третьем классе, спросил:
— Вы таблицу умножения знаете? Знаете… Отлично! Тогда приступим, товарищи! Даю вам простую задачу. Есть десять галош.
Пришли трое мальчиков, надели галоши и ушли. Затем пришли две девочки и надели оставшиеся галоши. Сколько галош взяли мальчики и сколько девочки?
Класс схватился за головы. Заскрипели перья авторучек.
— Ну-с,— сказал Федя через десять минут,— решили? Вот вы, товарищ с синяком, получили ответ?
Товарищ с синяком, двоечник Бутурлакин, солидно одернул пиджак и сказал:
— Задача, выдвинутая вами, нетривиальна. Уравнение, описывающее ее условие, неопределенное… Три икс плюс два игрек равно десяти…
— Чего? — изумился Федя.— Какие икс, какие игрек?
— Три икс — есть произведение трех мальчиков на число галош, взятых мальчиками, а два игрек — произведение двух девочек на число галош, взятых девочками,— уверенно ответил Бутурлакин.— Икс равен четырем, игрек — минус единице!
— Простите…— молвил Федя придушенным голосом.— Что же получается? Мальчики надели по четыре галоши, а девочки по минус одной!? Да вы что, товарищ?..
— Условие задачи — софистика! — сказали с задней парты компетентным дискантом.— Уравнение имеет бесконечное множество корней!
Класс загалдел.
— Товарищи! — сказал Федя, изнеможенно садясь мимо стула.— Спо…койно!
Он встал и подошел к доске,
— Уравнение тут вообще ни к чему. Смотрите… Вот десять галош. Три мальчика. Две девочки.
А сколько галош надо одному человеку? Ну? — Он кивнул девочке, сидевшей на первой парте.
— Ни одной…— сказала она упавшим голосом.— Сейчас галоши не носят…
— А вы предположите, что их носят! — затравленно закричал Федя, машинально вытирая губкой пот со лба.— Сколько человеку надо?..
— Две…— всхлипнула девчушка,— галоши…
— Наконец-то! Так сколько галош наденут три мальчика?
— Шесть…— изумленно прошептал Бутурлакин.
— А девочки?
— Четыре! — хором ответил класс, восхищенный элегантностью решения.
Класс, пораженный открывшимися перед ним безднами науки, молчал.
— Ну, вот и все…— устало сказал Федя. — Другая задача…— продолжал он.— Предположим, у нас есть тридцать килограммов воблы, товарищи! И три осла. На каждого из них надо нагрузить воблу поровну…
— А что такое ослы? — спросил кто-то.
— Ослы? — Федя почувствовал подвох, но, внимательно оглядев притихшие ряды, не уловил и тени издевки.— Это, товарищи, такие животные. Млекопитающиеся, по-моему… Ну такие… такие…
— Конкретнее! — потребовал компетентный дискант.
— Ну… среднее между лошадью и кроликом…— Федя начертил на доске овал, приделал к нему четыре палочки, обозначающие ноги, нарисовал голову с точками глаз и с длинными ушами и, наконец, провел от края овала извивающуюся линию — хвост.
— Вот,— сказал он, мысленно сравнивая свое творение с наскальными рисунками неандертальцев.— Это осел, товарищи! Прошу любить и жаловать.
— Что-то непонятное…— высказался компетентный дискант.
— Почему же непонятное? — забеспокоился Федя.— Очень даже понятное… Вот это голова с глазами. Ну… будто бы две точки в замкнутой области.
— Так бы и сказали! — крикнули с последней парты.
— А на голове полином третьей степени? — донесся вопрос.
— Четвертой! — поправил Федя.— Это уши.
— А интеграл у осла сзади зачем? — спросил Бутурлакин.
— Это хвост! — слегка оскорбился Федя.— Хвост! А вот этот кружок — туловище!
— Что значит — кружок? — удивился Бутурлакин.— По-моему, это кривая второго порядка…
— Да! — закричал Федя. — Второго! И параметрически она задается уравнениями икс равен…
— А можно и так: икс-квадрат, деленное на квадрат, плюс игрек-квадрат, деленное на квадрат, равно единице! — радостно провозгласил Бутурлакин.
— Можно…— меланхолично согласился Федя.— И так можно.
Тишину прорезал вопль звонка. Класс оживился и шустрым ручейком выскользнул за дверь.
Федя чуть-чуть постоял, тупо глядя на опустевшие парты, потом медленно двинулся к выходу.
Бутурлакин и Петухов, покуривая в туалете, увидели, как долговязая Федина фигура, пошатываясь, исчезает в глубине школьной аллеи.
— Ох, и суровые задачи дал нам этот тип…— вздохнул Бутурлакин.— Жуть!
— Ученый…— уважительно подтвердил Петухов.

Николай Ж—в с, г. Минск
Дорогая Галка Галкина!
Сейчас по телевизору по учебной программе показывают кое-какие уроки. Нельзя ли это дело расширить и вместо того, чтобы ходить в школу, сидеть дома, и пусть нам показывают физику, химию, тригонометрию и даже физкультуру?
ОТВЕТ:
Дорогой Коля!
Конечно, можно. Но тогда и аттестат зрелости тебе тоже покажут по телевизору.
Лика К — в а, г. Сумы
Дорогая редакция!
Я знаю, что женщины, дали миру Жанну д'Арк, Софью Ковалевскую, Ермолову. Кого еще дали миру женщины?
ОТВЕТ:
Дорогая Лика!
Еще женщины дали миру Марию Склодовскую-Кюри, Сарру Бернар, а также братьев Черепановых, Дениса Давыдова, Савелия Крамарова и всех нас.
Эдвин Ш., г. Москва
Уважаемые товарищи!
На каких пальцах нужно носить перстни и кольца мужчинам, если количество колец превышает три?
ОТВЕТ:
Уважаемый Эдвин!
Если количество колец и перстней превышает три, то их надо носить на женских пальцах.
Олег Д—и й, г. Ленинград
Галчонок!
У меня сложное положение. Мама хочет, чтобы я стал артистом, а папа у меня ученый, кандидат
наук, он хочет, чтобы я стал академиком. Кем мне быть?
ОТВЕТ:
Олежек!
Выход у тебя, по-видимому, один — стать артистом академического театра.
Андрей К—е в, г. К р а м а т о р с к
Здравствуй, «Юность»!
По натуре я творческий человек.
Я решил целиком посвятить свою жизнь музыке в исполнении наших и зарубежных вокально-инструментальных ансамблей. Что ты об этом думаешь?
ОТВЕТ:
Здравствуй, Андрей!
Я думаю, не лучше ли посвятить свою жизнь литературе в исполнении великих писателей, или живописи в исполнении великих художников, или науке в исполнении великих ученых… А может, все-таки попытаться исполнить что-нибудь самому?
Валерий О—е в, г. Свердловск
Дорогая Галка!
Я влюблен в одну девочку, но утром я просто киплю от страсти, а днем остываю, на другой день
все повторяется сначала. Чем это объяснить?
ОТВЕТ:
Дорогой Валера!
Я посоветовалась со специалистами. Может быть, ты чайник?

Журнал «Юность» № 5 май 1976 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области