Приветствую Вас, Гость

В поисках красной нити

Имя Ляли Розановой хорошо известно любителям авторской песни 50—60-х годов. Она — одна из представительниц «песенной школы МГУ» середины века, ее связывали тесные дружеские и творческие отношения с Дмитрием Сухаревым, Геном Шангин-Березовским и другими известными авторами песен. Сегодня мы публикуем заметки Л. Розановой, написанные в начале 60-х годов, но так и не увидевшие света, — автор их рано ушла из жизни. Думается, что друзьям рубрики ТТП будет интересно узнать о том, как зарождалось движение туристского песенного фольклора, какие проблемы стояли в то время перед теми, кто эту песню сочинял, пел, пропагандировал…

Студенческие и туристские песни-соратники и соперники профессиональных бродяг но стране. Есть песни-однодневки, от костра до костра («Съел наш Саша пшенной каши, на-ни-на, на-ня-на…»), другие, как эстафету, передают первокурсникам дипломники. Есть песни, пережившие своих авторов.. «В флибустьерском дальнем синем море бригантина поднимает паруса…» Наше поколение имеет, в общем, расплывчатое представление о флибустьерах и бригантинах; до самого последнего времени мало кто знал, что слова «Бригантины» написал Павел Коган, талантливый молодой поэт, погибший на фронте во время войны. И все-таки песню, нигде не напечатанную, поют уже два десятилетия! А другую — печатают в сборниках, исполняют по радио (на флейте, на скрипке, на трубе) — и все равно ни с места. Так и не выходит песня за дверь студии звукозаписи. Видно, у песенных судеб и странствий свои законы, немного загадочные, как законы перелета птиц.

В последние годы песни, так сказать, «материализовались» (не в сборниках, нет!) — в десятках километров магнитофонной пленки. Не знаю, сколько раз можно было бы обмотать земной шар этой пленкой, зато знаю, что кассеты бережно хранятся во многих уголках Союза и летят в авиапосылках из Москвы на Сахалин и из Казахстана в Ленинград, прочно связывая друг с другом молодых геологов, врачей, учителей — вчерашних студентов.

Много, конечно, поется всяческой дребедени. Хорошую и добрую статью М. Львовского и Н. Богословского «Слово о песне» напечатала не так давно «Комсомольская правда», но уж слишком много в ней умиления перед всем «студенческим». Можно, конечно, под настроение рвануть и «Афанасия», и даже чего-нибудь поудалее, но, ей-богу, это не те песни, за которые стоит ломать копья. Или есть, к примеру, такая довольно распространенная среди туристов песенка:

Я понимаю, что смешно
Искать в глазах ответ,
В глазах, которым все равно.
Ты рядом или нет.

Глаза то лукаво блестят. То смотрят сердито… И дальше в том же духе. Хорошо? По-моему,никак,то есть плохо. И мелодия под стать словам — пошловатая, а в общем, никакая.

«Студенческий, туристский, самодеятельный» — это далеко не всегда «самобытный, свежий, талантливый». И право же, у меня не вызывает энтузиазма этакая «туристская» компания, самодовольная и в меру развязная, что с боем занимает пару купе в субботней электричке и сразу же привычно затягивает песню с единственной, кажется, целью: оглушить себя и всех соседей. Наверняка будут исполнены: «Куда я положил чемоданчик?!» и «Венецианский мавр Отелло один домишко посещал…». Спорить готова — и в лесу они также оглушительны, и живописности их стоянок может позавидовать Мамай. Впрочем, это к слову. Гораздо более многочисленны и воинственны те, кто огульно обвиняет самодеятельные песни в низкопробности, безвкусице, эпигонстве — и в чем там еще, всего не упомнить…

Зря обвиняют. Зря недоверчиво отмахиваются и не верят их громадной популярности.
Пять суток едут геологи — на восток, через всю страну. И ноют. Уже в первый вечер пассажиры выключают по всему вагону радио и собираются вокруг геологической гитары. И просят спеть еще и еще, и записывают слова любимых песен профессиональных авторов и обязательно песен Якушевой или Городницкого. Мне рассказывали — якуты в дальних стойбищах поют перенятые у геологов песни. Например, такую: Лесами хилыми покрытая, Богами скучными забытая. Страна далекая, Якутия, Не знаю, что к тебе влечет! Тебя ласкает солнце бледное, В тебе мошка ютится вредная. Но поперек тебя могучая Река Вилюй течет! А может быть, такую:

Если тебя женщина бросит — забудь,
Что верил в ее постоянство.
В другую влюбись или трогайся в путь,
Котомку за плечи — и странствуй!..

Хорошая, между прочим, песня. Не то, что «Глаза». Написана неизвестным композитором на слова «великого немецкого туриста» Генриха Гейне.

Если бы я училась на филологическом факультете, я избрала бы этот вид современного народного творчества в качестве темы для дипломного исследования.

Но я не буду писать воспоминания. Еще и потому, что с первых шагов в мир самодеятельных песен — мир удивительный, порой трогательный, порой героический — я поняла, что мне не под силу справиться с таким количеством фамилий, адресов и песен, песен, песен и разных вариантов одной и той же песни, каким располагают, например, коллекционеры-«профессионалы». В поисках красной нити и просто ради интереса с одним из них, председателем архангельского клуба туристов Эдиком Гибшманом, мы провели анкету среди знакомых туристов разных городов. Анкета состояла из одного вопроса: назовите 10 ваших любимых песен (самодеятельных). Я получила полтора десятка ответов, письменных, устных, телефонных и даже сугубо официальных, с печатями, на бланках. Список получился не очень большой, кое-что было вовсе мне не знакомо. Но зато некоторые песни стойко, под первыми номерами, значились почти в каждом списке. Вот они: Глобус, Фронтовая Баксанская, Снег (Городницкого), Синие сугробы (Ады Якушевой), Пять ребят (на слова Николая Карпова) и еще четыре-пять песен, написанных совсем недавно.

Мне бы хотелось написать о всех них, потому даже, что я и сама их очень люблю. И потому, что я убедилась: с хорошими песнями связаны хорошие истории. Но обо всех не напишешь.

Ляля РОЗАНОВА

Журнал «Турист» № 9 (273) сентябрь 1988 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области