Илья ДАВЫДОВ
Зазвенело, залилось певучими горнами, зазвучало веселой дробью барабанов пионерское лето. Сотни тысяч детей выехали в пионерские лагери, отправились в походы и экспедиции; многие поедут на дачи, в деревни, многие будут проводить летний отдых в городском пионерском лагере.
Все это стало уже для нас обязательной, неизменной традицией. Но нынешнее лето будет особенным. Оно должно стать особенным!
И это прежде всего потому, что теперь и школа, и пионерская организация, и комсомол, и родители вооружены Законом, в котором особо подчеркнуто, что «гармоническое развитие человека немыслимо без физического труда, творческого и радостного, укрепляющего организм, повышающего его жизненные функции.
Поэтому и работникам пионерских лагерей, и родителям очень важно правильно организовать разумный отдых ребенка в период школьных каникул.
МАЛЕНЬКАЯ ИСТОРИЯ
Это случилось недавно — два года назад. Ранним утром из ворот одного крупного подмосковного пионерского лагеря вышли четыре отряда. Ребята шли с песнями, бодро. Они направлялись к полям соседнего колхоза.
А на вечерней линейке председатель совета дружины Мая Рудакова зачитала благодарность, которую прислали колхозники. Больше того, за оказанную помощь в прополке правление колхоза начислило лагерю трудодни. И как бы в подтверждение этого к пионерской линейке подъехала повозка, тяжело нагруженная клубникой и овощами.
Восторг детей не имел границ. Это была радость труда, ощущение своих сил, сознание того, что своим трудом пионеры принесли пользу серьезному, настоящему делу. Пионеры увидели реальный результат своих усилий. Дело, конечно, было не в подарке колхоза, а в том, что труд пионеров по-настоящему оценили.
Дальнейшее развитие этой истории происходило уже в городе, в кабинете одного из товарищей, отвечавших за проведение летней детской оздоровительной кампании.
— Это как же у вас получается? — строго спрашивал он начальника лагеря.— Трудодни ребятам начисляются! Выходит, что пионеры идут в колхоз подработать? А как с отдыхом? В общем, туго пришлось тогда начальнику лагеря…
Мы вспомнили об этой курьезной истории только потому, что слишком многие еще понимают отдых ребенка, как безделье или в лучшем случае — как игры или развлечения.
«Сядь, отдохни», <«ляг, отдохни» — эти слова в устах иных заботливых родителей неизменно сопутствуют друг другу, звучат, как синонимы. А между тем физический труд есть не только важнейшее средство воспитания и закаливания подростков, но и форма отдыха.
В общем-то у нас и раньше немало говорилось об этом, но часто лишь говорилось и почти не применялось на практике. Не случайно же еще в процессе всенародного обсуждения законопроекта о перестройке школы отрыв воспитания от практики жизни подвергся суровой общественной критике.
Вожатые и педагоги, медицинские работники и физкультурные руководители, да и сами мамы и папы нередко жалуются, что у них не ладится трудовое воспитание, потому что иные дети не хотят заниматься уборкой, дежурить, не помогают по дому, короче говоря,— ленятся.
Не будем скрывать — немало встречается детей в лагере или в семье, которых не привлекает работа.
А ДЕЛО-ТО ВОВСЕ НЕ В ЛЕНИ
Да, дело вовсе не в лени, не в отлынивании детей от работы. Детей отвращает всякая «похожесть» на труд, его несерьезность. Это особенно выявляется тогда, когда ребенок чувствует, что взрослые смотрят на его труд пренебрежительно, что ему дают поручение лишь для того, чтобы чем-то занять.
Разговоры о лени или нежелании иных ребят трудиться сразу же исчезают, как только их допускают к серьезной, к настоящей работе, к такой, в которой они видят непосредственный общественный результат. И Галя Долгушина, и Неля Ефимова, и Таня Егорова, с кислым видом ходившие на дежурство в столовую, сразу преобразились, едва их допустили к работе на кухне. Ну чем занимался дежурный раньше?
Разносил по столам нарезанный старшими хлеб, расставлял вымытую старшими посуду. Вот и все. Пионеров даже к мытью посуды не допускали. Медицинские работники опасались, что дети плохо помоют посуду, а заведующий столовой еще больше опасался, что после хозяйничанья пионеров он не досчитается одной-двух тарелок.
Но повар пионерского лагеря, о котором мы рассказываем, оказался смелее: он позволил пионеркам участвовать в приготовлении пищи, «творить» самим, а не только чистить картошку. Под его руководством они пекли пирожки, варили компот и кашу, а вскоре девочки образовали настоящую производственную бригаду. И они заслуженно гордились, когда на линейке отряды выражали им благодарность за вкусно приготовленный обед или ужин.
Ребята и раньше участвовали в уборке территории, спортивных площадок, спален. И не мало встречалось таких, которые делали это без страсти, делали потому, что так требовали вожатая или председатель совета отряда. Но вот дружина вынесла решение: своими силами начать строительство лагерного стадиона. И вчерашних «лентяев» уже не узнать. Ребята поняли, что им предстоит настоящее дело, которое потребовало и настоящей организованности и подготовки.
В отрядах комплектовались бригады, давались задания, делались чертежи, готовился инвентарь — черенки для лопат, трамбовки. С таким же удовольствием пионеры носили песок и камни на плотину, строили навес для кружка «умелые руки», велогараж, гладильни… И наибольшую активность в этом часто проявляли как раз те, кого руководители считали «лентяями».
Именно в таких созидательных работах, которых не мало можно найти в любом пионерском лагере, дети больше и скорее всего видят реальный результат своего труда, пользуются им, законно гордятся делом собственных рук.
ТРУД УКРЕПЛЯЕТ ЗДОРОВЬЕ
Не только в пионерском лагере, но и в семье надо привлекать и приучать ребенка к физическому труду. В этом большом и полезном деле требуется самый строгий учет индивидуальных наклонностей и физических возможностей каждого ребенка и прежде всего — учет возраста.
Если в большой коллективной работе, например, в строительстве стадиона, участвует весь пионерский лагерь и интерес у всех детей одинаков или почти одинаков, то возраст и силы детей, конечно, различны. Поэтому вожатому совместно с врачом весьма важно правильно подобрать трудовые задания, учитывая состояние здоровья и склонности каждого ребенка.
Женя С.— худенький и с виду очень тщедушный тринадцатилетний мальчик; он весьма подвижен и импульсивен. По крайней мере таким мы знаем его едва ли не с восьмилетнего возраста. Мы знаем и Женину мать — серьезную женщину и хорошую производственницу. Знаем также, какие страдания ей причиняет худоба сына. Поэтому давно уже стала привычной и просьба матери, с которой она перед каждым лагерным сезоном обращалась к вожатым:
— Очень прошу вас, не давайте ему бегать. И последите, пожалуйста, чтобы съедал всю порцию. Иначе от него к началу занятий ничего не останется…
Из года в год в пионерском лагере делали все, чтобы «поправить» Женю. Ему не разрешали ходить в походы, освобождали от физкультурных занятий, от работ, связанных даже с небольшим физическим напряжением. А Женя не поправлялся. И у него по-прежнему отсутствовал аппетит, и он по-прежнему оставался в группе «ослабленных»…
Но вот совет отряда выдвинул Женю, этого смышленого мальчика, бригадиром по оборудованию новой баскетбольной площадки. А бригадир в пионерской бригаде — это не шутка. И Женя вместе со всеми пропалывает траву, вскапывает и ровняет площадку, носит на носилках песок и глину, трамбует…
Почти две недели бригада Жени — в центре внимания всей дружины, почти две недели весь перемазанный и сияющий от счастья Женя ежедневно трудится на площадке. И то, чего не могли сделать Женина мама, воспитатели и вожатые, сделал труд. Вечерами Женя засыпал уже с первыми звуками горна, на обеде первым стал сдавать дежурному пустую тарелку и даже просить «добавку».
Полная противоположность Жене — Сева К. Избыточно полный и флегматичный, он с трудом втягивался в любую работу, отлынивал от зарядки и, надо сказать, не страдал отсутствием аппетита. Его родители тоже имели постоянную просьбу к вожатым:
— Растормошите как-нибудь мальчика. Давайте ему побольше заданий.
Севе, понятно, давали задания, а он все равно, как говорят, «засыпал на ходу». Но когда однажды Севин отряд получил определенную норму прополки, а в соответствии с этим получил норму и Сева, ему, хочешь не хочешь, а пришлось поработать. На первых порах Севе было трудновато. Однако постепенно мальчик втянулся в общее дело. Не надо думать, что в здоровье Севы сразу же произошли разительные перемены. Но уже достаточно и того, что он стал активнее, подвижней, живее: это хороший стимул здоровья.
КАК НАДО РАБОТАТЬ
Разумеется, в трудовых нагрузках должна быть неуклонно соблюдаемая мера. Норма производительного труда ребенка зависит прежде всего от его интереса, от психического и физического развития. Все это, еще и еще раз подчеркиваем, следует строго учитывать матери, вожатой и педагогу.
Круг трудовых заданий для школьника достаточно велик и разнообразен, а главное в нем — возбуждение интереса, который не может быть привит без игры, но игры продуманной и целенаправленной.
В период младшего школьного возраста от ребенка можно уже требовать и известной затраты физической силы. Дети 8—10 лет, например, в пионерском лагере могут участвовать в работах на огороде, подносить песок к игровым площадкам и т. д.
Однако любое хорошее начинание может утратить смысл, если оно не продумано во всех деталях. Речь идет о том, что, решив в принципе вопрос о трудовом воспитании, надо еще и обеспечить ребят всем необходимым для работы. Нам пришлось побывать в одном неплохо благоустроенном лагере, который не имел, однако, хорошей дороги к бане.
Глинистая тропинка после дождя становилась непроходимой, особенно для детей октябрятских групп.
Пионеры проявили инициативу, решив своими силами отремонтировать дорогу. Отряды весело отправились «на строительство», но тут произошел конфуз: в распоряжение пионеров завхоз лагеря выделил всего… четыре лопаты. Ребята томились, скучали, ожидая, пока завхоз «развернется», раздобудет где-нибудь орудия труда. А тем временем у детей постепенно пропадал интерес, и вся предстоящая работа из-за сумятицы уже не была увлекательной. К тому же принесенные лопаты оказались слишком тяжелыми, не рассчитанными на детский рост и силы.
Надо подумать не только об инвентаре, но и об одежде.
Нам всегда было жаль Веру Л., когда ее товарищи по отряду были заняты какой-либо не очень «чистой» работой.
Оказывается, снаряжая Веру в пионерский лагерь, мать уложила ей несколько дорогих платьев и не дала ни одного, в котором девочка могла ,бы работать на огороде, в парке и дежурить по кухне.
Работники пионерского лагеря и родители должны позаботиться о приобретении хотя бы простой «спецодежды», которую дети, не опасаясь, могли бы испачкать и затем сами постирать и привести в порядок.
Порой, поработав на славу на огороде, повозившись с мотором учебного автомобиля и даже после игры в футбол, перемазанные грязью и маслом дети не могут тут же помыться в душе — нет теплой воды, а то и вовсе отсутствует душ. Чаще всего ребят спасает река, но как быть в ненастную погоду?
Создание гигиенической обстановки — обязательное условие здорового отдыха и трудового воспитания детей.
Никогда нельзя забывать, что работа ведется не ради самой работы, а для того, чтобы привить детям необходимые навыки, воспитать у них правильное представление о физическом труде, правильное отношение к нему. В неменьшей степени работа необходима для укрепления здоровья детей, для закаливания их организма.
Журнал «Здоровье» № 6 июнь 1959 г.
|