Письмо сентября
Дорогая редакция!
Очень мне хочется поделиться с вами своими заботами, посоветоваться.
Многие жалуются на оскудение окружающей нас природы. Между тем нам повезло: мы живем в стране, природа которой исключительно богата и разнообразна. Но человеческая деятельность бывает порой настолько бурной, что природа не успевает воспроизводить свои богатства, особенно в зоне крупных строек и промышленных предприятий. Не всегда еще, расчищая участки под строительство новых объектов, мы думаем о том, чтобы сохранить каждое дерево, каждый куст — причем их уничтожение часто вовсе не диктуется необходимостью. За какие-нибудь дни, недели совсем неоправданно вырубаются гектары леса. А ведь для того, чтобы вырастить лес на этих участках, требуются годы, десятилетия. Надо не успокаивать общественное мнение, а призывать к изысканию путей приумножения природных богатств.
Когда говорят об охране природы, обычно берут проблемы глобальные — устройство национальных заповедников, охранной зоны Байкала и прочее. А как мы бережем ту среду, которая окружает нас повседневно, наши родные лес и луг? Многое здесь зависит от нашей молодежи, школьников. Меня, как учителя биологии, этот вопрос особенно волнует: главная задача ложится на нас, учителей.
Школа должна привить ребятам интерес к природе, бережное отношение к ней. Леонид Леонов как-то писал, что любовь к Родине надо воспитывать с любви к природе. Начинать это воспитание надо с детства. Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка, он прошел душевный университет. Это очень верные слова, ведь охрана природы — проблема не только социально-экономическая, но и глубоко нравственная.
Около десяти лет у нас в школе работает детское лесничество. Много полезного и интересного делают ребята. В нашем районе есть отработанные карьеры, где можно и нужно посадить лес. Ученики в старших классах проводят беседы с малышами, рассказывают, как сажать деревья, почему лучше использовать сосну (она принимается лучше, не требует специального ухода). Затем всей школой мы выезжаем на посадку. Ребята с удовольствием сажают молоденькие сосенки, очищают лес от сушняка, расселяют муравейники, изучают и записывают в «Красную книгу» растения, находящиеся на грани исчезновения (у нас в Подмосковье становится редким обычный ландыш, лесная фиалка и даже крапива!), причем не только записывают, но и обращаются в сельсоветы, общества по охране природы с просьбой сберечь эти растения. Главное, делают это с интересом и во внеурочное время.
Я заметила, что заинтересовать ребят, поднять их на какое-то дело, увлечь нетрудно. Рассказала им как-то на уроке ботаники о школьниках из поселка Ягула. Там пролегает Сибирский тракт, по которому когда-то шли ссыльные революционеры. Вдоль тракта растут старые, доживающие свой век березы, которые слышали звон кандалов. Учащиеся Ягульской школы посадили у тракта молодые березки — они будут напоминать будущим поколениям о событиях далекого прошлого. Мои ребята загорелись, предложили взять шефство над дубовой рощей (там у нас расположен памятник погибшим бойцам). Решили собирать желуди, особенно увлеклись этим делом малыши. Каждый день идут в школу и несут по полному мешочку для обуви. Мы даже устроили соревнование, вывесили показатели, какой класс больше собрал.
Очень интересно проходят у нас выставки цветов — конкурс на лучший букет. Сейчас говорят, что нужно поменьше рвать цветы: они исчезают. Мы предложили ребятам собирать букеты из сорных трав. Ну, васильки, например, это ведь тоже сорное растение. Таким образом, ребята не только составляют красочные букеты, но и пропалывают определенный участок поля. Я уверена: те, кто работает в нашем лесничестве, никогда не срубят молодое дерево, не будут рвать большие охапки цветов, не поднимут руку на зверя в заповеднике. Именно преподаватели должны научить ребят любить природу: ведь природа — «вечный источник мысли и добра».
Мы в школе часто беседуем с ребятами: хочется понять, что их интересует, как лучше организовать среди них воспитательную работу. Жаль, но очень мало у нас еще специалистов-энтузиастов, которые любят и знают свое дело, могут повести за собой ребят, увлечь. Не везде есть леса, не везде можно создавать лесничества, но какие-то штабы, дружины по охране природы должны быть повсюду.
Учителям нашей школы хотелось бы организовать летний лагерь по типу трудовых лагерей, где бы ребята не только отдыхали, но и выполняли какую-то работу по охране леса, знакомились с природными богатствами своего края. Мы мечтаем создать свой «голубой патруль» — привлечь ребят к охране водоемов.
На страницах «Юности» нужно больше говорить о взаимоотношениях человека и окружающей среды. Мне кажется, что даже музеи — от областных до школьных — должны быть не выставками чучел или гербариев (это тоже нужно), но и пропагандистами сбережения природных богатств.
Надеюсь, читатели могут посоветовать, как лучше организовать природоохранительную работу среди молодежи, школьников, какие еще существуют формы работы. Это сделало бы ряды друзей природы более многочисленными, а их труд — результативнее.
В. Суворова, учительница биологии школы № 29 г. Коломны.
Журнал «Юность» № 9 сентябрь 1976 г.
Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области
|