Приветствую Вас, Гость

Пришла пора оглянуться…

Юрий Цишевский

Это очень важно — молодому начинающему художнику впервые увидеть свои работы на стендах выставки, показать их не просто друзьям и знакомым в тесной мастерской, а сотням людей.
Выставка помогает и самому художнику посмотреть на свои работы как бы со стороны, заново увидеть их. Она будоражит его критическую мысль, заставляет анализировать свои успехи и ошибки на самом ответственном этапе творчества. Но главное, пожалуй, достоинство первой персональной выставки заключается в том, что она дает возможность услышать мнение взыскательного зрителя, познакомиться с замечаниями своих коллег и старших товарищей.
Такую выставку можно сравнить с первой тоненькой книжкой стихов начинающего поэта. Эта книжица не только приносит большую радость автору, но является для него первым шагом к самоутверждению в творчестве и первым творческим экзаменом. И потому очень важно, чтобы первая выставка не запоздала по времени, чтобы она состоялась именно тогда, когда для художника пришла пора оглянуться перед новым творческим этапом.
Эту мысль единодушно высказали все, кто пришел на обсуждение работ Нателлы Тоидзе и Иннокентия Кудинова в редакцию журнала «Юность». (С некоторыми их работами можно познакомиться на 3-й стр. обложки.)
Оба дебютанта недавно окончили художественное училище имени 1905 года. Нателла — живописец, а Иннокентий — график. И несмотря на то, что их работы совершенно различны и во многих представленных произведениях ощущается «сыроватость» и нехватка творческого опыта, оба они порадовали своим зорким глазом, упорством в поисках выразительных художнических приемов.
Нателла Тоидзе показала много этюдов, портретов, пейзажей, которые отличаются сочностью палитры, ярким сочетанием тонов, смелостью композиции. Ее красочная. гамма напоминает нам национальную грузинскую живописную школу. Да и сама Н. Тоидзе не отрицает влияния грузинских мастеров на свое творчество. Даже тогда, когда она пишет суздальские пейзажи, в ее холстах мы ощущаем кисть грузинского художника. И вместе с тем в отдельных работах просматривается влияние живописи П. Кончаловского, в натюрмортах угадывается ее любовь к картинам П. Сезанна.
Отрадно отметить, что молодая художница, отталкиваясь от национальных традиций, пытается преломить в своем творчестве все то лучшее, что оставили нам в наследство великие мастера русского и мирового искусства. К сожалению, не все ее произведения выполнены на едином «высоком дыхании» и не все имеют четкое пластическое решение. Среди наиболее удачных холстов можно назвать «Кутаиси», «Тбилисский дворик» и серию натюрмортов. Некоторые натюрморты Н. Тоидзе очень выразительны. Натюрморт, как никакой другой жанр, обнажает живописный метод художника, подвергает испытанию его мастерство и вкус, ибо здесь не спрятаться за сложным тематическим сюжетом, здесь надо «выложиться» по-настоящему и показать умение выражать кистью свои эмоции. И Н. Тоидзе это удается. Хочется отметить еще две работы Нателлы, стоящие особняком в ее творчестве,— композицию «Петухи» и эскизы театральных костюмов к спектаклю Ибсена «Гедда Габлер». В каждой из этих работ интересное гротесковое решение сюжетов и довольно смелый экспрессивный рисунок, они раскрывают совершенно новую грань в творчестве Н. Тоидзе. В них чувствуется добрый юмор, глубокое знакомство с изображаемым мотивом и тонкое владение условным приемом.
Теперь о втором дебютанте — Иннокентии Кудинове. Он работает карандашом, углем, пастелью. В его листах нет ярких красок, они сдержанны по тону. Но эти серьезные, вдумчивые, лирические рисунки сделаны рукой талантливой, умелой. И. Кудинов заполняет свои листы тонкой графической вязью, показывая зрителю сюжеты, навеянные наблюдениями сельской жизни в средней полосе нашей Родины.
Сами названия его листов — «Улица в провинции», «Русское раздолье», «Деревенские заботы», «Шла девица за водой» — говорят нам о душевном настрое художника. Они, эти названия, подчас кажутся сентиментальными, но таков И. Кудинов. Он воспроизводит мир образов, которым живет и который воспевает. В большинстве случаев художник делает рисунки не с натуры, а компонует их в мастерской, используя большое количество набросков, отталкиваясь от реальных наблюдений, оплодотворенных творческой фантазией. Чувствуется, что художник основательно обдумывает построение каждого листа. Он понимает, что художественное мышление — одна из основных проблем современного графика. И. Кудинов, занимаясь поисками своего графического приема, не определил еще для себя точного камертона, но уже нашел свою эмоциональную струну, и она звенит у него чистым лирическим напевом.
Если попытаться угадать по работам И. Кудинова, кого он избрал своими учителями, то по отдельным листам не трудно заметить влияние мастеров начала века, современных художников среднего поколения — И. Бруни, М. Митурича, И. Обросова. Что ж, учителя хорошие, остается только пожелать художнику, чтобы их влияние не превратилось в поверхностное подражание и не привело бы к ремесленническому штампу. Думается, что И. Кудинов учтет эти предостережения.
Оба дебютанта — художники талантливые, своеобразные. Они в начале творческого пути. Целеустремленность и упорный труд приведут их к настоящему мастерству. При этом необходимо пожелать обоим художникам раздвинуть рамки своего творческого мира, расширить тематику и «географию» своих произведений, чтобы в живописных полотнах и в графических листах ярко отражалась наша жизнь — интересная, насыщенная, стремительная.

Журнал «Юность» № 7 июль 1976 г.

Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области