За двадцать два года педагогической деятельности через мои классы прошли сотни ребят. Каждый из них имеет свои особенности в характере. Знание детей, их способностей и наклонностей помогает мне воспитывать из них развитых и культурных людей.
Систематическая переписка с детьми, коллективные и индивидуальные беседы, связь с родителями помогают мне в работе. Великий пролетарский писатель Максим Горький говорил:
„По письмам ребят видишь, как глубоко развит в детях общественный интерес, как близка их чувству и разуму быстро текущая действительность, как хорошо они знают все. Современные дети мне кажутся детьми другой мудрости, чем мудрость их отцов. Дети растут коллективистами, — вот одно из великих завоеваний нашей действительности».
Учеба для детей — дело чести и славы. Учатся у нас ребята охотно и много. Занятия в школе так тесно переплелись с жизнью Советской страны, с техникой, строительством, культурой, что, выйдя из средней школы, наша молодежь имеет уже некоторый практический опыт.
Советская школа готовит новое поколение людей, которые завершат строительство коммунизма в нашей стране. Но успех воспитания нового человека возможен лишь при условии самых близких, дружеских отношений родителей с детьми.
Неправилен взгляд, что детей должна воспитывать только мать, что у отца „нет времени» заниматься с детьми. В практике моей работы много фактов, когда, казалось бы, очень занятый человек находит время, чтобы заняться с детьми.
Член колхоза имени Кирова Петр Михайлович Петухов еще до поступления сына в школу приходил ко мне советоваться по вопросу воспитания ребенка. Он спрашивал, можно ли до поступления в школу учить мальчика писать, читать и считать. Интересовался он и тем, какие книги можно давать сыну читать в том или ином возрасте. Советовался Петр Михайлович и о том, как научить ребенка быть вежливым в обращении с окружающими.
Внимательное отношение родителей к сыну оказало благотворное влияние. Миша с первых же классов проявил себя способным, инициативным ребенком. Он умел ладить с товарищами, влиять на самых недисциплинированных. Такой ученик — лучший помощник учителя и всего школьного коллектива.
Несколько лет назад отец Миши перешел из колхоза на производство. Активист, стахановец в цехе, тов. Петухов не забывал школу, в которой учился его сын. Велик авторитет Петра Михайловича среди ребят. Часто они советуются с ним, спрашивают, как поступить в том или ином случае. Не отставал от отца и сын.
Со времени вступления в комсомол Михаил — лучший комсорг первой средней школы. Учителя уважают Мишу Петухова за его серьезность в учебе.
В нынешнем году Миша Петухов окончил школу на „отлично» и хочет учиться дальше. Мечтает быть горным инженером.
Другой пример. Павел Васильевич Котов, член колхоза имени Кирова, выдвинут на руководящую работу. Бывают дни, когда он занят с утра до ночи. В семье — четверо ребят. Мать вначале была неграмотная. Когда в нашей школе открылись курсы по ликвидации неграмотности, тов. Котов послал жену учиться. Павла Васильевича беспокоит каждая мелочь. Приготовил ли ребенок уроки, хорошо ли ответил? Если ребенок совершит какой-нибудь нехороший поступок, тов. Котов идет за помощью и советом к учителю.
Дети Котова учатся хорошо. Старший Леша окончил в нынешнем году семилетку на „отлично». Он был первым и самым дисциплинированным учеником.
Таких отцов, как товарищи Петухов и Котов, много. Они прекрасные работники, замечательные общественники и вдумчивые воспитатели своих детей. Отец, не забывающий своих обязанностей, умеющий быть другом, старшим товарищем своих детей, выполняет большое, хотя и незаметное, дело воспитания ребенка.
Мы должны вырастить новое поколение людей здоровых, сильных, жизнерадостных, способных строить коммунистическое общество, готовых в любую минуту встать на защиту своей великой матери-родины.
МАРКОВА А. И., депутат Верховного Совета РСФСР, заслуженная учительница
Работница и крестьянка № 17 сентябрь 1939 г.
|