«Дальше только красный…»
Хочу поделиться с вами. Такое положение, как у меня, еще у сотен тысяч. Состояние невесомости перед сессией, когда не знаешь, то ли ты благополучно приземлишься, то ли придется еще повисеть. У меня за спиной пока первый курс, и то не весь, только одна сессия; положение проще, чем у тех, кто сдает выпускные в школе и готовится к вступительным экзаменам не только в вуз, но и в жизнь. В институте я встречаюсь уже сейчас с теми, кто хочет поступать. Первыми приходят взрослые абитуриенты: отслужившие в армии или те, кто проработал год-два и твердо решил поступать именно сюда. Для них не стоит вопрос «кем быть?». Идут и другие — прямо из школы. Среди них разные люди. Есть и такие, кто по-настоящему готов учиться, и те, кого прислали мамины-папины знакомые, а бабушка обошла все институты, пока, наконец, не нашла
среди преподавателей свою давнюю подругу.
Тут уже стоит ребром вопрос: «Кто будет учиться? Сыновья, дочери, а может быть, их папы или дяди-конструкторы?».
С первого сентября серьезные будут с упоением учиться, другие же начнут регулярно пропускать лекции и практические занятия, а потом приносить выполненные на «пять» отмытые эпюры, чертежи, затратив время лишь на то, чтобы их в срок доставить. Ну, а как же остальные предметы? Папа не сможет сдавать их. А, ничего, поможет тетрадь с лекциями соседа, чья-то подсказка. Первый раз не сдам, так второй, третий — зачет поставят. Вот так пять лет и пройдут.
Для диплома можно приспособить те же приемы. А потом?.. Неизвестность — чем я могу оправдать свой диплом, какими делами? Тупик.
Дальше только красный свет. В лучшем случае такие студенты после первого курса освобождают место, которое кто-то мог бы занять и получить максимум знаний, специальность и удовлетворение.
Как это обидно! Ведь мы познаем мир и науки не только, чтобы работать, но и от самого познания получаем радость, открывая то, чего не знали. Пытаемся сами вновь открыть закон всемирного тяготения, теорию вероятности.
У меня спрашивают и очень часто: «А какая у тебя цель? Стать хорошим инженером?
А что ты за это получишь? Ведь сейчас инженеров хоть пруд пруди, и выделиться очень трудно».
Но ведь это же не главное — выделиться. Просто работать, просто быть специалистом своего дела. Разве это не цель, не то, что приводит человечество к великим открытиям?
Может быть, это не только мое мнение. Конечно, есть и другие точки зрения.
Анна Т., студентка Московского инженерно-строительного института
Кому светит зеленый?
Другие точки зрения…
(Безусловно, они есть. Когда я показала письмо Ани двум знакомым студентам, они высказались откровенно:
— Ну, ясно, сейчас начнутся речи о долге перед обществом, об отдаче, о счастье страны и прочее.
Это, конечно, все верно. Но хотите откровенно, так, как мы между собой говорим? А счастье самого человека, его польза, его удача, его успехи — почему об этом никто не скажет? Ведь на поступлении дело не кончится. А потом, может, эти «бабушкины внуки» попадут благодаря той же бабушке в проектный институт и будут еще указания давать «серьезным», которые распределятся «куда пошлют». Кому из них легче жить будет — это еще вопрос. Вот тогда и выяснится, для кого красный свет, а для кого и зеленый. Но только об этом не говорят. Не принято.
Почему же, давайте поговорим именно об этом.
Не об отдаче для страны, государства, долге — это вопрос бесспорный. А вот о том, кто в конечном итоге «ухватил удачу за хвост» — тот, кто поступил куда угодно, к бабушкиной знакомой, или тот, кто не поступил, но твердо решил, что и на будущий год будет пытаться поступить только сюда и никуда больше? Между прочим, здесь мы можем выслушать мнение не только Ани из МИСИ. Вот письма, которые я собираю уже несколько лет, письма, которые я бы назвала письмами о том, «как поступали».
«В этом году я подала документы в один уфимский институт, хотя о будущей своей профессии не знала ничего. Просто надо было куда-нибудь «поступать», и все. А потом, когда все начали задавать вопросы: почему поступаешь туда, я и сама задумалась: «Нужна мне профессия или только диплом?» Но все кругом убеждали: теперь поздно передумывать, если не поступишь, то стыдно будет перед учителями, дирекцией школы и т. д. Но мне кажется, не стыдно и не поздно. Поздно будет тогда, когда я, окончив институт, начала бы работать хладнокровно, а потом бросила бы работу, а переучиваться уже было бы поздно.
Ира».
«Работать хладнокровно» — трудно точнее определить, что бывает, когда человек обручится с нелюбимым делом. Плохой, скверный проект детсада — дети и то зовут его «скучный дом». Не потому ли он таков, что инженера, который его разрабатывал, гораздо больше волнуют помидоры, которые он выводит на балконе, и он несостоявшийся ботаник?
Мне рассказывал один знакомый радиоинженер: у них в лаборатории была женщина-техник, которой ничего не нравилось — ни чертить схемы, ни работать с паяльником, ни проводить испытания. Все, что заставят, она делала, что называется, от сих до сих, со скукой в глазах.
И вот однажды ей поручили новую работу — перекомпоновать элементы в одном приборе. Вначале она и за это взялась, как всегда, нехотя, но вдруг загорелась. Нарезала из бумаги выкройки деталей, пробовала их расположить и так и эдак — уже давно прозвенел звонок, ушли сотрудники, а она — небывалый случай! — все сидела в лаборатории. Назавтра эта работа была ею выполнена отлично. Все удивлялись: как емко, экономно использован каждый миллиметр площади прибора!
— А что же вы хотите,— обронил кто-то,— она же замечательная закройщица, модельер, у нее ж талант. Она, и когда кроит, каждый сантиметр ткани использует. Ей бы где-нибудь в этой сфере работать — цены бы ей не было. А у нее родители — радисты, они ее в радиотехнический и толкнули.
А в модельерши казалось несолидно, да и не попадешь еще. Вот и мучается. И мы с ней. И она сама. Мучается сама… В этом-то и вся суть. Она несчастлива, у нее нет удовлетворения от работы, она неудачница. А ведь неудачник — это просто человек, разминувшийся со своим делом.
Весь вопрос в том, сумеет ли человек найти то дело, которое поможет ему «проявить» свою личность, характер, заложенные в нем возможности.
В этой кажущейся нынешней удаче — «поступил», «прошел» — уже заложены, запрограммированы все будущие несчастья «хладнокровного» специалиста: желчность доктора, который томится на приеме надоевших больных, отчаяние учительницы, которая не любит учеников.
Давно нам известно горьковское: «Когда труд удовольствие, жизнь хороша!»
Итак, кому же светит зеленый? Кому светит зеленое «Идите!», а не красное «Стойте!»? Кому светит удача? Кому повезло? На первый взгляд все до простого ясно: тем, кто поступил, повезло, удача при них; тем, кто не поступил, не повезло, у них неудача. Но, кроме первого взгляда, есть и второй и третий. И вот послушайте девушку, которой вроде бы не повезло:
«Я работаю на камвольном комбинате в гор. Свердловске ученицей ткачихи. Еще недавно я поступала в университет, мечтала об историческом, но получилось так, что я работаю. И удивительно: нисколько не жалею, а наоборот, у меня даже появилась гордость за то, что и мой труд вливается в общее дело. Профессия текстильщицы оказалась интересной. А ведь я могла о ней ничего не узнать!
На следующий год буду поступать в Московский заочный текстильный институт. Буду учиться и работать.
Л. М.».
А вот исповедь девушки, которой вроде бы повезло — она уже окончила учебу. И что же?
«Я окончила культурно-просветительное училище, работаю, но меня тяготит нелюбимая работа.
Я знаю, это идеологический фронт, но чувствую: не туда попала! Что же делать? Сейчас мне уже 19 лет. Если у меня будет любимый труд, я смогу работать с полной отдачей, не жалея себя! Сейчас я никакой пользы не приношу, я трутень! Я просто ненавижу себя, не уважаю. Делаю на работе только то, что скажут, а своей инициативы не проявляю. Ведь это нечестно, когда работаешь и не любишь дело, да?
С. Т.».
Да, нечестно. Гораздо честнее вот так:
«Я поступала в медицинский институт, но не прошла по конкурсу. Что оставалось делать? Опускать руки? Пошла устраиваться на работу. Предлагали устроиться где получше, поудобнее. Но, поверьте, меня привлекает профессия стоматолога. Значит, нечего раздумывать, надо идти работать ближе к этой профессии. «Устройте меня кем угодно, только здесь»,— сказала я, придя в стоматологическую поликлинику. Мне хотелось поближе познакомиться, получше узнать, увидеть людей своей будущей профессии, проверить себя, смогла ли бы я работать стоматологом. Стала работать санитаркой. Специальность не такая уж для некоторых привлекательная, но мне понравилась. Днем работаю, вечером занимаюсь. Уверена, что обязательно получу любимую профессию.
Галина К., 18 лет, г. Кострома».
Как видим, цели поляризовались примерно так: одни — «где угодно, лишь бы диплом»; другие — «кем угодно — только здесь».
Как тут определить, кому из них светит зеленый, кто удачник, кто неудачник? Несопоставимы здесь потери и приобретения. С одной стороны, диплом, оклад, карьера, с другой — такие невзвешиваемые вещи, как радость бессонного рассвета, мука и тревога решения, отчаяние неудачи. Вся та полнота жизни, которая вобрала в себя блоковское: «Принимаю тебя, неудача, и удача тебе мой привет!»
Аня писала свое письмо в июне, «в состоянии невесомости перед сессией». Надо надеяться, все обрело свой вес; для этого у Ани есть основание — сила притяжения к делу… А сейчас сентябрь. Еще светятся зеленые рощи, но уже проглядывает желтый свет, свет предупреждения: «Впереди зима!»
Впервые раскрывают свои конспекты первокурсники, шелестят страницы и листы в читальнях, шуршат рулоны первых чертежей. Мягким зеленым светом начинают гореть настольные лампы. Пора. Свет сентября, зелено-золотой. Свет надежды, свет тревоги. Для одних он горит ярким: «Идите!» Идите дальше, вы на верном пути! Этот свет и для тех, кто «не поступил», но на следующий год придет «только сюда». Но кому-то с новеньким «бабушкиным» студбилетом он зажигает тревожное предупреждение: «Подумай! Еще не поздно! Туда ли ты сделал шаг?»
Конечно, законы жизни посложнее законов светофора. Но все-таки в этом осеннем сентябрьском свете яснее дали и четче цель, та самая, о которой пишет Аня: «Не выделиться, а стать просто человеком».
Ада ЛЕВИНА
Журнал «Юность» № 9 сентябрь 1973 г.
Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области
|