Иван Купцов
Когда три года назад я уходил с выставки Олега Вуколова, устроенной «Юностью» и вызвавшей симпатии зрителей, мне было и радостно и тревожно.
От живописи Вуколова веяло душевной бодростью. Свежие, энергично положенные на холст краски излучали оптимизм. Серебристая стрекоза-вертолет зависала над корзинкой с дивными васильками. В мастерской художника радушно встречали Новый год, и седобородый старик дружелюбно махал рукой с только что законченного полотна.
А рядом возникал то натюрморт с русскими баранками, то улочки живописного Нальчика, то любовно изображенное семейство близких друзей автора.
Радостно сознавалось, что в искусство приходит новый художник. Его тянуло к большим сопоставлениям, и он публицистически соединял увитую листвой девушку и космонавта в скафандре, окружая их небесной синью и стаей летящих ласточек.
Он был искренен и непосредственен. Как-то удивительно органично соединялись в бесхитростном его рассказе впечатления кавказского детства, молодости, прошедшей на невских набережных, поездок в Тарусу с ее заокскими далями, жизнь в громадной, бурливой Москве. Впрочем, всюду художника окружал столь любимый им простор, а главное, он оставался самим собой. Это ощущение творческой индивидуальности, вынесенное с выставки, будило мои раздумья критика.
С влюбленностью в вечернюю тишину художник пишет молодую мать и мальчика, доверчиво открывающих природе свои умиротворенные чувства. Закатные лучи солнца теплыми прикосновениями ласкают землю и невесомо отлетают в сгущающуюся прохладу. Художник живописует мир, достойный человеческого счастья, и счастье, обретающее себя среди этого доброго безмолвия, приволья, ощущаемого сердцем, взором, губами.
В полотнах Вуколова природа ликует и скорбит. Художник изображает мир трехмерным, ничем не стесняющим этот простор света и воздуха, цвета и как бы звучащих человеческих чувств. Надолго в памяти остается то ощущение, которое так сильно и захватывающе пробуждают во мне картины «Вечер», «Возвращение», «У самовара», «Танкисты. Осенние маневры», «У старого маяка», «Прощание», «Праздник». Это — ощущение быстротечной человеческой жизни, в которой все значительно.
А вот что говорит об О. Вуколове художник П. Никонов: «На осенней выставке 1973 года мы остановились у его работы «Вечер». Картина была написана густыми цветами. Состояние чуть тревожное, настороженное, как это часто бывает в летние вечера, было передано очень сильно. Кто-то из нас заметил, что работа выиграла бы, если бы не; было некоторой приблизительности в пластике фигуры и особенно лиц. Художник согласился с легкостью, в которой угадывалось внутреннее несогласие, во всяком случае, это замечание ему не казалось существенным. Он стал с восторгом рассказывать, какой это был вечер и как он тут же с ходу написал этот холст… Для Олега Вуколова характерен именно этот подход к работе. Он пишет холсты быстро, с большим напором, доверяя своему тонкому чутью художника, и они, как правило, получаются непосредственными и заражают зрителя своей эмоциональностью». Может быть, многое тут идет от характера О. Вуколова. Об этом хорошо сказал художник В. Попков: «Олег до сих пор как ребенок.
Он все время спрашивает и задает вопросы, но в отличие от ребенка часто сам на них отвечает, но отвечает опять же в вопросительной форме. Он видит мир как будто бы через призму восторга, восхищения, гармонии и согласия, будь то девушка с виноградом, танкисты на учениях, портреты художников или писателей. При таком устройстве души должны соседствовать взлеты в его творчестве и промахи. Ему очень важно заниматься и жить тем кругом мыслей, образов и понятий, которые будут в ладу с его даром — тогда взлет, а в другом случае — промах, и начинать все сначала».
Родственность человеческих душ, светлое и бодрое мироощущение — вот содержание картины
«Осенние маневры», которое раскрывается всей ее живописной пластикой, а не только сюжетом: молодые танкисты на запыленных машинах въехали на деревенскую улицу, их приветствуют колхозники, девушка угощает яблоками. Сознаю, в моем пересказе сюжета начисто исчезает все чувственное очарование полотна, его подлинная, очень глубокая художественная идея. Это живопись гибкая, одновременно и динамичная, и мажорная, и созерцательная, склоняющая к элегическому раздумью.
Десятки альбомов Вуколова заполнены натурными рисунками, в которых еще и еще раз проштудирован каждый ракурс человека, работающего на тракторе, нянчащего ребенка, пожимающего руку товарищу, идущего по незнакомой улице. И в каждом штрихе выявлено душевное состояние изображенного.
«Юность» помогла Вуколову умножить свои способности рисовальщика, на ее страницах появились его первые иллюстрации к художественной литературе, проникнутые, как и все творчество художника, волнующим чувством современности.
Журнал Юность № 4 апрель 1974 г
Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области
|