Приветствую Вас, Гость

Как воспитывает фунт вишни

Приятно возвращаться после работы усталым, — сказал Колька, вспоминая свои двадцать трудовых дней в лагере. «Алый парус». Помолчал, а потом добавил немного нелогично:— Мы жили тогда, как братья.

Другие ребята говорили более пространно: «Было весело, интересно»… «Мы сдружились по-настоящему»… «Почувствовали вкус к работе, познакомились с сельским хозяйством…» И все, как один, жалели, что скоро окончат школу и, пожалуй, не придется им еще раз встретиться в «Алом парусе».
«Алый парус», лагерь труда и отдыха старшеклассников в совхозе «Ямский», чрезвычайно популярен в Донецкой области.
В шахтерском городе Макеевка путевка туда расценивается не больше и не меньше, как награда за хорошую учебу, общественную работу и прочие достоинства.
Возник лагерь десять лет назад. И уже в самой истории его рождения ясно обнаруживают себя три главные причины, вызвавшие к жизни эту форму воспитания старших школьников и сотрудничества школы и сельскохозяйственного производства. Между прочим, совхоз «Ямский» открыли для себя не свои — донецкие ребята, а старшеклассники из города Мурманска. Неведомо какими путями узнали они о существовании совхоза «Ямский», но факт, что узнали. Хотелось северным ребятам южного солнышка, хотелось увидеть, как растут помидоры, вишня, абрикос, и это явилось первой причиной письма в совхоз. Средства на отдых должна была дать работа. Труда они не боялись: Об этом и писали.
Их услышали. И поняли.
Сначала понял директор совхоза, Гавриил Павлович Кучмиев, педагог по призванию, по таланту, и сумел убедить своих товарищей: долг отцов — учить детей любви к земле. Не вообще любви, а конкретной, действенной, которая проявляется в труде на земле, в умении трудиться. И это была вторая причина появления лагеря в «Ямском».
А третьей стала заинтересованность совхоза в рабочих руках: не только отдыхать едут ребята — работать!
И хотя письмо из Мурманска пришло весной, в самый разгар посевной, Гавриил Павлович и работники совхоза «Ямский» начали готовить лагерь к приезду ребят.
Возникнув, лагерь разрастался столь стремительно, что перед руководством солидного хозяйства то и дело вставали проблемы жилья, лишней тысячи стаканов, наволочек, полотенец. За десять лет существования лагеря совхозом построено для ребят десять благоустроенных жилых корпусов на 1 300 человек, пять столовых
на 1 200 посадочных мест с современным оборудованием и отличной мебелью, банно-прачечный комбинат, душевые, оборудованы спортивные площадки, приобретены инструменты для духового, эстрадного оркестров, спортивный инвентарь.
Лагерь в «Ямском» год от году становился все популярнее среди ребят. У доброй славы — быстрые ноги. Как узнавали о «Ямском» в Москве, Иркутске, Сыктывкаре, Архангельске прежде, чем стали о нем писать газеты? Но узнавали! Шли письма из разных городов страны: «Хотим у вас поработать!»
Совхозная статистика располагает следующими цифрами: 1963 год — поступило 32 заявки; столько же и ребят приехало. 1966 год — соответственно восемьсот и восемьсот. В 1974 году в лагере побывало уже более трех с половиной тысяч ребят. Это те, кому повезло, а более тысячи желающих получили отказ. Что делать — мест нет!
Что же влечет ребят в лагерь? Конечно, перспектива собирать фрукты, южное солнце и ожидаемый отдых. Для ребят с севера это факторы решающие. Однако донецких школьников солнцем не удивишь. Тогда что же?
Если школьникам, работающим в «Ямском», предложить взамен работы абсолютный отдых: делай, что хочешь,— то они не согласятся. Почему? Не побоимся громких слов: им уже знакома радость труда, уверенность, что дело, которое они делают, необходимо и полезно.
И в этом огромная заслуга Гавриила Павловича Кучмиева, его точного педагогического расчета: работа должна быть интересной и осознанной. Не просто полоть, а знать, для чего полешь. Не просто собирать
помидоры, вишню, а знать, что, делая это, ты завершаешь труд, начатый, заложенный другими.
Так здесь принято со времен первого отряда мурманцев.
Прежде чем повести ребят на участок работы, им объяснили всю технологию выращивания помидоров, они побывали и в биохимической лаборатории, где обрабатывают семена разными химикалиями, и в теплицах, где выращивают рассаду.
«Вот он каков, прошлый труд, уже затраченный на урожай, и этот труд вручается вам, ребята, чтоб вы его продолжили и умножили».
С тех же пор повелось в совхозе: следить, чтоб работа не казалась школьникам монотонной. Участки, где они трудятся, постоянно меняются: то прополка, то сбор вишни, то консервный завод. Меньше производительность? Зато выше интерес, зато больше знаний о разных сторонах сельскохозяйственного труда!
Если судить об опыте «Алого паруса» с точки зрения воспитания,— воспитания добросовестности, ответственности, коллективизма, доброжелательности к товарищу, взаимной помощи, — то переоценить его невозможно.
Вот тут-то и вспоминаются мне Колькины слова: «Мы жили, как братья». В лагере самоуправление. Это значит, что ребятам дана возможность почувствовать себя взрослыми и ответственными. Возможность, которую они с удовольствием реализуют. В первые же дни заезда в каждом отделении лагеря — а их три: Центральное,  Дроновское и Серебрянское — избирается штаб, в который входит по человеку от отряда.
Штаб — орган в жизни лагеря всемогущий, совмещающий в себе и законодательную и исполнительную власть. Здесь вершится судьба лодырей, здесь решают, какой быть завтра рабочей норме. Здесь осуждают и поощряют.
Ни директор, ни агрономы, ни бригадиры вовсе не собираются играть с ребятами в «доверие» даже и в воспитательных целях: они люди занятые, а ребятам по пятнадцать-шестнадцать лет.
Каждый вечер начальники штабов вместе с начальником лагеря наравне с совхозными бригадирами участвуют в диспетчерском совещании, где распределяется вся работа по совхозу на завтра. Они получают здесь наряд-задание. А у себя в штабе работа распределяется по отрядам. Но ведь и в отряде, на его участке, разные виды работ: одни легче, другие труднее. И тут уж смотрят сами ребята: кто посильней — берется за работу потруднее. Споров не бывает, потому что выработка подсчитывается на весь отряд. И общие интересы совпадают с интересами каждого. Справедливость, как говорится, в порядке вещей.
За двадцатидневную смену ребята узнают многое из науки хозяйствования: действие законов рентабельности, себестоимости, окупаемости, производительности сказывается на их собственной жизни, а каждая вечерняя линейка — самый настоящий экономический семинар. На этих линейках начальник лагеря сообщает, как поработал каждый отряд, процент выполнения нормы, и дает оценку качества работ (качество труда отрядов каждый день проверяют совхозные специалисты). Все эти сведения в процентах и рублях сравниваются с показателями взрослых, совхозных рабочих.
И каждому видно: «Сегодня поработали не хуже взрослых!»
В совхозе утвержден приз для отрядов — победителей соревнования «Золотая тяпка».
Все ЧП в отрядах — будь то нарушение дисциплины, желание словчить в лагере — выглядят не просто как чья-то леность, шалость, над которыми в школе бы просто посмеялись, а как серьезный проступок против товарищей по отряду, против людей, доверивших тебе настоящее дело.
Наверное, это-то доверие серьезной организации — совхоза, отношение к ребятам, как к равноправным работникам, особенно привлекает в лагерь старшеклассников. Они взрослеют, мужают духовно за недолгие 20 дней смены.
Этому способствует и принцип «распределения дохода» — заработанных денег. За вычетом суммы, потраченной на питание (кстати, с самого основания лагеря в совхозе решено: фруктами и молоком кормить ребят вволю, по потребности и бесплатно), отчислений на содержание лагеря и на билет домой остается у отряда еще немалая сумма. Эти деньги тоже тратят сообща. А как потратить — решают ребята на заседании штаба.
В прошлом году, например, деньги потратили так: отряду макеевской школы № 28 выделили сумму на инструменты для эстрадного, оркестра; москвичам — на поездку в Волгоград. Поездки, экскурсии в разные города очень популярны среди ребят. Когда-то удастся самому выбраться в неблизкий город, да и удастся ли? А тут все вместе! В 1974 году по решению штаба право на экскурсию в город Краснодон получили 586 человек, в Донецк — 340, в город Славяногорск — 146 человек. А кроме этого, штаб награждает отличившихся ребят сувенирами, грамотами, объявляет им благодарность. Труд при всей его серьезности—это только полдела в лагере. Им заняты ребята лишь 4 часа в день. А остальное время — отдых. Спортивные состязания, походы, купания, репетиции хора, оркестров, подготовка концертов.
И как довольны родители, когда возвращаются домой их дети — окрепшие, загорелые, подтянутые!
Я разговаривала с несколькими мамами. В мнении своем об «Алом парусе» они единодушны, хоть говорили о разном.
«Мой Коля цену рублю узнал: раньше ему потратить рубль на ерунду ничего не стоило. А теперь говорит: «И рубль труда стоит!» «Моя уважительнее стала относиться к бабушке. Будто у нее глаза открылись — сколько бабушка за жизнь пережила, сколько работы переделала».
А что получает от ребят совхоз? Вот цифры за лето 1974 года. Совхоз произвел 6 412 тонн зерна (урожай составил 27,8 центнера с гектара), овощей — 9 752 тонны, фруктов — 2 269 тонн, картофеля — 898 тонн, выработал овощных и фруктовых консервов 5,5 миллиона условных банок. Примерно пятая часть всей работы для производства этой продукции выполнена старшеклассниками.
Подведем итоги. Лагерь в совхозе «Ямский» оправдал себя и экономически и, что самое важное, педагогически, доказал, что лагеря труда и отдыха старшеклассников — дело живое, необходимое. Не случайно на Всесоюзном совещании-семинаре по обмену опытом работы лагерей труда и отдыха, проходившем прошлым летом в совхозе «Ямский», директора совхозов, приехавшие туда, постоянно держали свои записные книжки в боевой готовности — опыт «Алого паруса» брался на вооружение.
Понятно, что не все совхозы и колхозы имеют возможность так наладить быт ребят, как совхоз «Ямский», большой и богатый.
А как же быть небогатым хозяйствам? Наверное, скорее всего поможет решить проблему кооперирование средств промышленных предприятий, совхозов и колхозов. В Куйбышевской области, например, каждую смену в лагерях отдыхает и работает более шести тысяч старшеклассников. Материальная база этих лагерей обеспечивается промышленными предприятиями города, в частности, пятьдесят процентов расходов несут профсоюзы.
Близится лето. Сейчас самое время подумать о том, где и как проведут его старшеклассники.

Работница № 5 май 1975 г.