Приветствую Вас, Гость

Юность комсомольская
Руку, товарищ строитель

Бывает, что и сейчас, надписывая на конверте адрес нашей далекой сибирской стройки, вдруг забудешься — и из-под пера выходит по-старому: Тюменская область, Уватский район, станция Туртас… «Туртас» — вот где по инерции вкрадывается ошибка. Уже не Туртасом называется станция в таежной тюменской глухомани, а Юностью-комсомольской. В начале марта — два месяца назад — я был на станции на торжествах по случаю переименин.
И раньше приходилось бывать в здешних местах.
Помню самые первые денечки комсомольско-молодежного строительно-монтажного поезда № 522. Этот поезд «бросили» на 313-й километр трассы Тюмень — Сургут неподалеку от речки Туртас первого апреля 1971 года. Острот по сему поводу было отпущено немало. Самая ходовая: «А может, нет никакого СМП-522 — так, первоапрельская шутка?»
В это время 522-й уже вовсю сражался с распутицей (плюс 10 показывал термометр, жарило солнце, и все кругом поплыло), разгружал платформы с машинами, щитами, цементом и кирпичом, врубался в тайгу, расчищая место для будущего поселка. Девчонки и ребята одеты были пестро, как школьники на воскреснике. Работали неумело, но задорно, шумно.
— Неужели вы думаете с этими детишками строить станцию? — спросил тогда Николая Доровских, начальника «первоапрельского» поезда, представитель управления.
— Не просто думаем,— ответил Николай,— строим.
А мальчишки и девчонки, вчерашние десятиклассники (теперь главная ударная сила первого в стране Комсомольске-молодежного СМП), собирались вечерами по балкам и палаткам, жаловались друг другу на прозаическую свою судьбу. Думали о тайге, о трудностях, об испытаниях и каждодневном риске, а тут и «железку» уже проложили, и через месяц собираются перевести из палаток в щитовые дома, и на смену кострам и печуркам начальник поезда обещает на следующей неделе завезти газовые плиты.
Ну и романтика!
А вот о чем мечтали ребята — у меня сохранились выписки из комсомольской стенгазеты:
«Здесь не будет болота — сплошной асфальт и клумбы. Белые высокие дома. И я буду каждый день ходить в платье. Ко мне приедет мама».
«…откроем филиал техникума. За поселком (я уже присмотрел сухое место) будет стадион. Можно будет приглашать на футбол ребят из Тобольска».
«…построимся здесь и уедем дальше. Интересно — куда?»
Мечтать было, конечно, легче, чем строить, и испытания действительные были во сто крат серьезнее желаемых.
Случилось так, что в 50-градусный мороз лопнули трубы теплоцентрали. И тогда же — подмерзли контакты — сгорела электростанция. Сто человек спали по четыре часа одетыми, под двумя одеялами. Все остальное время суток упорно долбили каменную землю, и только на исходе десятого дня нашли место, где лопнула труба теплоцентрали.
Однажды понадобилось срочно построить небольшой мост — без этого моста строительство дороги откладывалось на неопределенные сроки, и бригада путейцев Виктора Молозина, поучившись совсем недолго, в рекордный, срок — за два месяца! — построила сложнейшее инженерное сооружение. Диву дались специалисты!
В 522-м комсомольском поезде впервые на трассе каждый должен был освоить две-три рабочих специальности.
В СМП-522 впервые на стройке три молодежные бригады стали работать по методу подмосковного строителя Николая Злобина.
522-й упорно отстаивал идею строить вначале коммуникации и системы теплоцентрали и водоснабжения, а потом уже — жилые дома. И отстоял!
522-й комсомольско молодежный поезд за год проделал такой объем работы, какой другие строительно-монтажные поезда проделывали за три года.
В 522-м взрослыми и солидными считались двадцатитрехлетние. Средний возраст — 20 лет.
На торжествах переименования Николай Доровских сказал мне:
— Постарели наши, семьями обзавелись…
Три года прошло. Разросся поселок, отступила тайга. Выросли, возмужали люди.
«Тысячи юношей и девушек по призыву партии и направлению комсомола самоотверженно трудятся на сооружении стальной магистрали,— писали строители в исполком Тюменского Совета депутатов трудящихся, ходатайствуя о переименовании станции Туртас в станцию Юность.— Их труд поистине героический. Сквозь тайгу и непроходимые болота все дальше на север уходит дорога. Преображается некогда глухой, необжитый край. Итог труда комсомольцев — новые километры пути, жилые поселки, новые мосты и станции. Одна из таких станций расположена на трехсотом километре трассы. Над ее сооружением трудится первый в стране комсомольско-молодежный поезд 522. Эту станцию по праву можно назвать детищем комсомольцев и молодежи».
Юностью-комсомольской!
А. Фролов

Журнал «Юность» № 5 май 1974 г.
Оптимизация статьи — промышленный портал Мурманской области